Жизнь узбекских женщин

Содержание
  1. 10 национальных особенностей узбеков, которые русским людям покажутся странными
  2. Они не жалеют времени на приветствие
  3. Они наливают гостям половину пиалы чая
  4. Они едят плов в 6 утра
  5. Они сажают женщин за отдельный стол
  6. Они бросают камешки в праздничное угощение
  7. Они женятся по воле родителей
  8. Они еще недавно были многоженцами
  9. Они платят калым за невесту
  10. Они решают проблемы всем миром
  11. Как живут в Узбекистане обычные люди
  12. Традиционное жилище узбеков и их быт
  13. Планировка домов
  14. Уклад жизни в узбекской семье
  15. Жизнь узбеков в городах
  16. Жизнь в сельской местности, в аулах
  17. Жизнь в махаллях Узбекистана
  18. Семья и отношение к женщинам
  19. Права и положение женщин в семье узбеков
  20. Гарем нечаянно нагрянет: как в Узбекистане борются с многоженством
  21. Полторы пачки денег
  22. Если б я был мигрант
  23. Ислам и бедность
  24. Баллон в многоженство
  25. 6 мудрых правил жизни от узбекских жен
  26. Заботиться о женщинах
  27. Доверять все финансовые вопросы мужчинам
  28. Жить по соседству
  29. Принимать выбор родни  
  30. Не тянуть со свадьбой 
  31. Уважать старших
  32. Любовь без границ: истории девушек из Узбекистана, бросивших все в погоне за любовью • TheMag.uz
  33. Судьба преподнесла сюрприз ー испанского мужа
  34. Решающая поездка
  35. Жалела, что переехала в Испанию
  36. Выйдя замуж за испанца, женщины становятся членами большой семьи
  37. Мы не забываем о своих корнях
  38. Нас сблизила его настойчивость и романтические поступки
  39. Мама не соглашалась на наш брак
  40. Муж не дал мне бросить начатое на полпути и вернуться домой
  41. Мой муж был против моих друзей мужского пола
  42. Мы познакомились в брачном агентстве
  43. В корее свадьбы проходят более сдержанно и длятся всего 2-3 часа
  44. В глазах окружающих я всегда буду иностранкой
  45. В воспитании детей очень важно прививать любовь к культуре и стране, откуда родом их родители

10 национальных особенностей узбеков, которые русским людям покажутся странными

Жизнь узбекских женщин

Восточные люди не идут на открытый конфликт и не демонстрируют агрессию — они привыкли быть вежливыми даже в самой сложной ситуации. Эта черта национального характера сформировалась в далеком прошлом: узбеки испокон веков занимались торговлей, а обижать покупателя — не в интересах продавца.

Поэтому вам никогда не откажут напрямую, а на любую просьбу ответят традиционно: «Хоп майли» («ладно», «хорошо»). Впрочем, когда будет выполнено обещание — неизвестно: ни в действиях, ни в работе, ни в принятии решений узбеки не спешат.

И если окажется, что договоренность нарушена, вам предложат несколько вариантов решения вопроса — вплоть до самых нелепых, лишь бы вы не сердились.

Они не жалеют времени на приветствие

Приветствие — тоже часть традиции: невозможно представить себе узбеков, поздоровавшихся на ходу и побежавших по своим делам. Встречаясь, мусульмане должны обязательно приветствовать друг друга, даже если они враждуют.

Сейчас при встрече нужно исполнить определенный ритуал — не только поздороваться, но и от всей души поинтересоваться делами собеседника, причем во всех подробностях: как сам, как дом, как жена, как дети, как хозяйство, полон ли холодильник? Отвечать следует традиционно: слава богу, все хорошо.

Все это отнимает немало времени и звучит очень эмоционально, особенно когда встречаются две женщины.

Они наливают гостям половину пиалы чая

Гостеприимство — непреложный закон для узбеков: они привыкли жить большими семьями, в окружении соседей, и общественное мнение для них очень важно. Поэтому гостя готовы принять в любое время и на столе всегда есть конфеты, орешки и другая мелочь. И конечно, никого не отпустят без чая.

«Чай не пьешь, откуда силы возьмешь?» — говорят в Узбекистане. Чем больше ценят гостя, тем меньше чая ему наливают, чтобы он чаще обращался к хозяевам за добавкой и дольше посидел. Поднося чай дорогому гостю, правую руку прикладывают к сердцу — в знак уважения.

По этому поводу рассказывают анекдот: узбек такой жадный — мало того что полпиалушки чая наливает, так еще и за сердце держится!

Они едят плов в 6 утра

Плов для узбека — больше, чем еда, это предмет культа и часть национальной культуры. «Ты родился — у тебя плов, ты женился — у тебя плов, ты умер — у тебя плов», — шутят в Узбекистане. Это действительно так: любое важное событие отмечается приготовлением блюда из риса, мяса и овощей.

Утренний плов варят в огромных казанах к 6 часам, и занимаются этим исключительно мужчины. Такое время было выбрано не сразу: изначально плов готовили к окончанию первой молитвы, то есть к 4 утра, потом перенесли на 7 часов, а затем опять сместили, чтобы люди успевали на работу.

Отказаться от приглашения на плов нельзя — это святое.

В каждом регионе Узбекистана свой рецепт кулинарного шедевра, а в Ташкенте работает среднеазиатский центр плова, где продают свадебный плов, украшенный кружочками конской колбасы — казы — и перепелиными яйцами.

Плов можно даже увезти с собой из страны — во всех ташкентских супермаркетах продаются консервные банки с этим блюдом, и на вкус оно ничуть не хуже, чем из казана.

Так что узбекский плов постепенно завоевывает мир, а в прошлом году его включили в список нематериального наследия ЮНЕСКО.

Они сажают женщин за отдельный стол

[region:bone:inline_1]

В узбекской семье выстроена строгая иерархия взаимоотношений: детей держат в строгости, женщина во многом подчиняется мужу и свекрови, последнее слово всегда остается за мужчиной.

Жену уважают как мать, супругу, хранительницу семейного очага, но часто рассматривают лишь как домохозяйку несмотря на то, что свободные женщины Востока занимаются наукой и политикой, заседают в сенате и руководят предприятиями. обязанность женщины — забота о семье и доме.

Даже если она работает наравне с мужем, это не отменяет приготовления ужина к его приходу.

До сих пор в быту многие вещи делятся по гендерному признаку: утренний плов готовят мужчины, повседневную еду — женщины, мужчины собираются в чайхане, женщины — во дворе. Раньше дом делился на мужскую и женскую половину, а сейчас на свадьбе и других праздниках мужчины и женщины нередко сидят за разными столами. Даже хоронят их в разных частях кладбища.

Они бросают камешки в праздничное угощение

Еще одно важное узбекское блюдо — сумаляк. В отличие от плова, сумаляк варят лишь раз в году, в один из 40 дней после праздника Навруз. Легенда гласит, что у одной женщины умер муж, она осталась одна с маленькими детьми, семья голодала.

Отчаявшись, мать налила в казан воды и бросила горсть проросшего зерна. Пшеница варилась весь день и всю ночь, под утро женщина ненадолго уснула, а когда проснулась, увидела, что казан до краев наполнен теплой коричневой массой.

Она накормила детей и угостила соседей, и с тех пор сумаляк готовят только женщины.

Рецепт прост: проросшие зерна пшеницы перемалывают и отжимают, а получившуюся жидкость смешивают в кипящем масле с мукой. На дно казана бросают камешки или орешки — это не дает жидкости подгорать, а тот, в чьей пиале окажется камешек, может загадывать желание.

Главный секрет сумаляка: его нужно помешивать непрерывно, на протяжении 12 часов, и в этом процессе участвуют все соседи или коллеги — праздничное блюдо готовят даже во дворах офисов. Считается, что, мешая сумаляк, человек освобождается от недобрых мыслей.

Через 12 часов блюдо снимают с огня и накрывают, оставляя до утра. Утром рассматривают рисунок, образовавшийся на поверхности густой массы, и толкуют его значение.

Попробовать сумаляк можно не только сразу после Навруза: так же, как и плов, его консервируют и продают в магазинах круглый год.

Они женятся по воле родителей

В Узбекистане настолько уважают мнение старших, что даже в XXI веке будущего мужа или жену своему чаду подыскивают родители. Впрочем, если жених совсем не понравится девушке, она может отказать ему.

Самые смелые могут даже познакомиться сами и пожениться без согласия родителей, но это скорее исключение. Как правило, жених и невеста все же вступают в брак, подчиняясь решению старших и почти не зная друг друга.

Дальше возможны два варианта развития событий: семья держится на уважении супругов к выбору родителей, а значит, и друг к другу, либо со временем мужчина начинает искать любовь на стороне, а женщине приходится с этим мириться.

Разводятся в Узбекистане редко — распадается лишь 15% браков (в России — больше половины), и поводом для расставания скорее станет невозможность иметь детей, чем измена.

Они еще недавно были многоженцами

Узбекская свадьба — грандиозное событие. Просто регистрация — нонсенс для узбеков: а что скажут друзья, соседи, родные? Пригласить на праздник нужно как можно больше гостей, и ради пышного мероприятия даже влезают в долги.

Регистрация в загсе сочетается с религиозным обрядом — никохом, без этого вместе жить нельзя. А наоборот еще совсем недавно было можно, чем и пользовались мужчины: проводили никох для второй жены и обзаводились второй семьей.

Недавно эту практику запретили, и сейчас разрабатывается закон об уголовной ответственности имамов, проводящих никох для мужчин, уже имеющих одну жену.

Они платят калым за невесту

Перед свадьбой семьи договариваются о том, какой вклад молодые вносят в будущую семейную жизнь. Например, если жених покупает квартиру, невеста — всю обстановку. Оговаривается также размер приданого и калыма — во многих областях до сих пор платят выкуп за невесту. Сумма калыма варьируется от $30 до $5000 в разных регионах.

Выгоднее всего выходить замуж в Хорезме: здесь большую часть свадебных расходов оплачивает жених, он же платит большой калым, и, если мужчина из богатой семьи, к деньгам могут добавить, например, верблюда.

В последнее время особенно ценятся девушки с высшим образованием (лучше медицинским или педагогическим) — в этом случае сумма калыма может вырасти в несколько раз.

А вот в Ташкенте расходы ложатся на плечи родителей невесты — они должны дать ей солидное приданое, чтобы удачно выдать замуж.

Они решают проблемы всем миром

Узбек живет в большом сообществе, модель которого представлена в городском квартале — махалле. Здесь действует своеобразная система местного самоуправления: жители объединяются в общину и решают проблемы вместе.

Если во многих мусульманских странах махалля — это лишь народный обычай, то в Узбекистане ее статус закреплен на законодательном уровне. Община выбирает комитет, подотчетный органам власти.

Члены комитета выдают справки при поступлении в вуз и трудоустройстве, а при разводе беседуют с супругами и дают им время на размышление.

Многие вопросы в махалле решаются методом хашара (добровольного безвозмездного труда): благоустройство и уборка улиц, ремонт или даже строительство. И если соседи помогают кому-то построить дом, то хозяин готовит для всех участников хашара, конечно же, плов!

По материалам

Источник: https://4tololo.ru/content/15597

Как живут в Узбекистане обычные люди

Жизнь узбекских женщин

Узбеки – дружелюбная, щедрая нация с многовековыми традициями и самобытным менталитетом. Они свято чтят национальные устои и с уважением относятся к представителям других культур. Дом в Узбекистане – это теплый семейный очаг, где окажут поддержку и всегда рады гостям. Роли мужчин и женщин в узбекской семье четко выражены, и это дает определенные преимущества и содействует стабильности.

Традиционное жилище узбеков и их быт

Узбекские дома в различных областях страны отличаются планировкой и материалами для строительства. До сих пор в сельских районах популярны глиняные дома с широким внутренним двором и небольшим прудом посередине двора.

В Узбекистане дома украшают яркой отделкой на стенах, резными дверями и расписными потолками.

Хотя современные методы строительства постепенно вытесняют старинные традиции, отдаленные горные кишлаки Узбекистана все еще хранят очарование древнего Востока.

Планировка домов

Архитектура Узбекистана во многом обусловлена сейсмическими особенностями местности. В некоторых районах опасность землетрясений довольно велика. Поэтому в селах принято строить дома с крепким деревянным каркасом и покрывать глиняным раствором. В Узбекистане летом очень жарко. Для укрытия от нестерпимой жары дома строят с крытыми террасами.

Мебели в обычных постройках не много: для хранения домашней утвари, постели и других принадлежностей используют специальные ниши в стенах домов. Кроватей нет, люди спят на полу на мягких матрасах, которые утром убирают. Полы застелены натуральными коврами с геометрическим орнаментом и растительными узорами. Узбекские женщины ткут такие ковры вручную.

Практически в каждом жилище можно увидеть бешик – узбекский аналог детской колыбели.

Традиционно принято кушать не за столом, а сидя на полу вокруг широкой скатерти.

Уклад жизни в узбекской семье

На быт узбеков сильное влияние оказывают формировавшиеся веками традиции. Родственные узы очень крепкие. Здесь принято помогать своим родным и близким, совместно проводить семейные и религиозные торжества. Основная религия жителей Узбекистана – ислам. Для многих это не просто формальность: пожилые и молодежь регулярно посещают мечети и соблюдают религиозные традиции.

Гостеприимство – самая яркая черта узбекского менталитета: здесь неизменно рады даже незваным гостям. Хозяева дома накрывают щедрый стол, называемый дастархан, что в переводе значит «скатерть».

Узбекский хозяин почитает за честь оказать радушие гостю, сам разливает чай и готовит главное угощение – вкуснейший плов. Женщины порадуют гостей всевозможной выпечкой, сладостями и салатами.

В Узбекистане принято много готовить, чтоб было чем угостить многочисленных родственников и друзей.

Жизнь узбеков в городах

Не секрет, что уровень жизни в городах Узбекистана существенно выше, чем в сельской местности. В городе легче найти высококвалифицированную работу с повышенной зарплатой (более 300 долларов).

В узбекских городах, особенно в столичном Ташкенте, жизнь кипит: здесь есть театры, музеи, спортивные заведения, аквапарки, зоопарк, цирк, множество кафе и ресторанов. Ташкент – современная, быстроразвивающаяся столица, не уступающая многим столицам восточных государств.

Особое внимание власти уделяют безопасности городских жителей. В Узбекистане на улицах много полицейских, на каждом углу расставлены камеры наблюдения, проводится досмотр документов и личных вещей при входе в метро, вокзал или даже кинотеатр.

Жизнь в сельской местности, в аулах

Узбекская деревня переживает сложные времена. Село постепенно утрачивает свою значимость. Мужчины в поисках работы покидают семьи и отправляются на заработки в соседние страны. Молодежь стремится переехать в города. В итоге, большая часть населения Узбекистана проживает в городской местности.

Люди в аулах живут в тяжелых условиях: в некоторых горных кишлаках нет электричества, газа и даже чистой воды. Власти Узбекистана внедряют программы по борьбе с проблемами села. Но пока на фото, сделанных не для привлечения туристов, настоящая узбекская деревня выглядит довольно плачевно.

Уровень дохода населения не превышает 200 долларов.

Дехканин – узбекский земледелец – самая распространенная профессия в сельской местности. Узбекистан издавна славится обилием разнообразных фруктов и овощей, выращенных на плодородных почвах в районе Сырдарьи и Амударьи. Щедрые дары местной природы не настолько загрязнены пестицидами и минеральными удобрениями, как продукты в других странах.

Хотя в Узбекистане все больше появляется фермерских хозяйств, все же большинство сельскохозяйственных культур выращивает обычный крестьянин – дехканин. Среднестатистический узбекский земледелец редко пользуется современной аграрной техникой: в основном в ходу различные ручные инструменты.

Особенно ценится кетмень – своеобразный узбекский инструмент, напоминающий тяпку или мотыгу. На фото кетменя можно заметить, что наконечник выполнен в форме лопаты, загнутой под углом 90 градусов.

Многие отмечают преимущества работы таким среднеазиатским инструментом: он совмещает в себе и лопату, и тяпку.

Благодаря заточенным боковым краям им очень удобно полоть сорняки, делать в земле ямки и выкорчевывать корни.

Жизнь в махаллях Узбекистана

Интересная особенность общественной жизни в Узбекистане – махалля. Это своеобразное объединение родственников и соседей, живущих в одном квартале, районе или небольшом поселке. Махалли существуют уже на протяжении нескольких веков и до сих пор не изжили себя, особенно в узбекских селах. Они даже получили признание на законодательном уровне, как органы самоуправления.

Центр махалли – чайхана или мечеть, где собираются мужчины для принятия совместных решений, затрагивающих всех членов общины. Есть негласный закон, по которому разрешаются конфликты, оказывается помощь нуждающимся, проводятся свадьбы или похороны.

Такие общественные устройства оказывают большое влияние на мир и согласие между узбекскими жителями и даже на формирование самобытной культуры народа.

Для большинства узбекских граждан очень важно общественное мнение, а быть изгнанным из махалли и потерять ее поддержку – считается настоящим проклятием.

Семья и отношение к женщинам

Узбекские мужчины издревле играют главенствующую роль в семье. На них лежит ответственность за принятие решений и забота о нуждах членов семьи. Женщины Узбекистана с детства воспитываются в подчинении главенству мужчин, они видят в нем не ущемление своих прав, а защиту.

Важная роль женщины в семье – забота о домашнем хозяйстве и воспитание детей. В городах все чаще представительницы слабого пола устраиваются на работу. В селах женщины, как и в давние времена, занимаются рукоделием, помогают мужьям на земельном участке, разводят скот.

Узбекские семьи крепкие: развод здесь редкое явление. По традиции супругу для сына выбирают родители, ориентируясь на достаток и положение в обществе семьи будущей невесты. Конечно, современные браки все чаще заключаются по инициативе молодых, а не по выбору родителей.

Современный институт семьи в Узбекистане переживает большие перемены: на протяжении многих веков по мусульманским традициям допускалось многоженство. Теперь же исламский брачный обряд – никах, проведенный без регистрации в ЗАГСе, преследуется по закону.

Такое решение было принято, чтобы защитить права женщин и детей в узбекских семьях. Также ранние браки в 13–14 лет были обычным явлением.

Согласно последним принятым законам минимальный возраст для вступления в брак для мужчин составляет 18 лет, для женщин – 17 лет.

Узбеки трепетно относятся к детям. Даже мужчины балуют и лелеют детей. Малыши с младенчества учатся слушаться старших. Матери прививают глубокое уважение к авторитету отца.

Права и положение женщин в семье узбеков

Современные узбекские женщины находятся в лучшем положении, чем их соседки в Афганистане.

В Узбекистане борьба за равноправие мужчин и женщин во времена Советской власти принесла определенные плоды: женщины получили некоторые свободы не только в деловой сфере, но и в семейных отношениях.

Однако по-прежнему женщинам бывает трудно себя защитить. Подвергшись насилию в семье, им часто некуда обратиться за помощью, поэтому многие вынуждены безропотно терпеть плохое обращение.

До недавнего времени в стране семьи с 8–10 детьми были нормой. Однако в целях контроля рождаемости правительство обязывало врачей проводить тайную стерилизацию узбекских матерей. Такая практика вызвала возмущение мировой общественности. В настоящее время о случаях принудительной стерилизации сообщается редко. Однако количество детей в семьях узбеков редко превышает 5 человек.

Жизнь простых людей в Узбекистане нельзя назвать легкой. Они вынуждены справляться с различными трудностями и проблемами. Но есть основания надеяться на лучшее будущее узбекских граждан.

Источник: https://centralasia.club/uzbekistan/kak-zhivut-obychnye-lyudi

Гарем нечаянно нагрянет: как в Узбекистане борются с многоженством

Жизнь узбекских женщин

«Если б я был султан, я б имел трех жен», — пел герой советской кинокомедии. В Средней Азии вопрос многоженства обсуждают не только на сцене, но и в судебных инстанциях.

В Бухарской области Узбекистана к году ограничения свободы приговорили мужчину, который завел две семьи. Отношения с одной женой он оформил в загсе, а с другой провел обряд мусульманского бракосочетания (никох).

«Известия» разбирались в том, почему в регионе гаремов становится всё больше.

Полторы пачки денег

Жителя Бухарской области Узбекистана приговорили к году ограничения свободы за многоженство. Как сообщают местные СМИ, 53-летний мужчина долгое время жил с первой женой, имеет двух дочерей. В 2016 году он решил жениться еще на одной женщине. Для оформления отношений пара прошла в Самарканде обряд мусульманского бракосочетания (никох).

Создание второй семьи мужчина объяснял тем, что первая жена заболела и не могла родить ему сына. В 2018 году вторая жена родила сына. В ходе судебного процесса мужчина признал свою вину. Обвиняемый заявил, что он создал все необходимые условия для обеих семей, в том числе обеспечивал дочерей от первого брака.

Сведения о подобных судебных процессах не очень часто попадают в прессу. Известно, что наказанию за создание гаремов подверглись несколько узбекских чиновников. Так, в Сурхандарьинской области к трем годам исправительных работ приговорили главу районного управления народного образования Якуба Нормуродова.

После вступления приговора в силу Нормуродова отстранили от должности. Он также лишился права занимать некоторые государственные посты. В связи с аналогичным обвинением от должности был отстранен начальник отделения внутренних дел Гулистана (город в Сырдарьинской области), подполковник Рахим Худойбердиев.

По законам Узбекистана за многоженство предусмотрен штраф от 50 до 100 минимальных размеров заработной платы (в 2019 году — от 11 млн до 22 млн сумов или 82,5–165 тыс. рублей) или ограничение свободы до трех лет.

В 2017 году президент Шавкат Мирзиеев запретил имамам проводить никох для пар, которые не предоставили свидетельство из загса. «Каждый мулла, который совершит обряд без свидетельства, будет наказан», — пообещал глава государства.

Впрочем, указание президента в некоторых мечетях можно обойти за «полторы пачки денег».

По официальным данным, в стране насчитывается 12 тыс. незарегистрированных семей. Соответствующие сведения обнародовала заместитель премьер-министра Узбекистана Танзиля Нарбаева. По неофициальным данным, многоженцев больше.

Только в Самаркандской области 5 тыс. мужчин имеют вторых гражданских жен. Численность населения региона составляет десятую часть от численности населения всей страны.

Соответственно, простая арифметика показывает, что многоженцев в стране может насчитываться около 50 тыс.

Если б я был мигрант

Причин многоженства в Узбекистане минимум три. Во-первых, несколько семей создают трудовые мигранты. Чаще всего из Узбекистана на работу едут в Казахстан и Россию.

На новом месте приезжие начинают по-другому питаться, одеваться, трансформируется их поведение. На родине, тем более в небольшом селе, над человеком довлеет традиционная мораль, мнение окружающих. В чужих городах эти факторы отсутствуют.

Например, создание второй семьи здесь не станет поводом для пересудов, этого, скорее всего, никто просто не заметит.

Ситуация усугубляется структурой миграции. В России постоянно находится около 2 млн граждан Узбекистана, 85% из них мужчины. Большинство приезжих составляют молодые люди в возрасте 18–35 лет, которые особенно активны в общении с женщинами.

Уроженец Хорезмской области Алишер работает в России с 2004 года. У него две жены, обе знают о параллельной семье мужа. «Я хорошо зарабатываю. Снимаю отдельную квартиру, могу на родину деньги отсылать и здесь содержать семью», — говорит 50-летний мужчина.

По его словам, сначала он думал перевезти в Россию первую жену. «Она пожила со мной пару месяцев. Ходили на концерты узбекских музыкантов, гуляли по паркам. Но ей здесь всё равно не понравилось: русского языка она не знает, большого города боится. Я объявил ей, что заведу вторую жену.

Она согласилась», — рассказывает собеседник.

Со второй супругой Мамед познакомился на сайте знакомств. Женщина также родом из Узбекистана. Она моложе супруга на 13 лет, живет в Москве, работает поваром. С ней мужчина заключил брак по исламским канонам.

Теперь на две семьи у приезжего четверо детей: три ребенка от первой жены, еще один сын от второй супруги. «Я долго работал на стройке, зарабатывал, в Москве даже машину купил. И обеих своих жен обеспечиваю. Одной приобрел квартиру, для второй построил дом в ее родном селе.

Разногласия редко бывают. У меня и без этого много проблем», — говорит мужчина.

Ислам и бедность

Распространению многоженства способствует также укрепление роли ислама. В советское время религия оказалась на задворках общественного сознания. Большевики долгие годы вели активную пропагандистскую работу.

Например, в 1927 году в Ташкенте режиссер Михаил Доронин снял первый в Средней Азии немой фильм «Вторая жена». Картина описывает первые года советской власти в республике.

Основа сюжета: богатый торговец Таджибай берет в дом вторую жену, которая страдает от жестокого обращения мужа и первой жены.

Еще один фильм был снят в 1969 году. Картина под названием «Минувшие дни» стала классикой узбекского кино. Действие происходит в начале XIX века. Герой — интеллигентный Атабек — по любви женится на девушке Кумуш. Но местные традиции и религиозные обычаи принуждают его взять вторую жену, которая делает невыносимой жизнь соперницы.

После обретения независимости советская идеология постепенно забылась. Ее место в некоторых сферах жизни занял ислам. Коран же не осуждает полигамию, он ограничивает количество жен четырьмя и требует от мужчин справедливого отношения к каждой из них. Представители духовенства к многоженству относятся лояльно, хотя и советуют объявлять талак (разводиться) тем, кто долго не живет вместе.

kino-teatr.ru

Кадр из фильма «Вторая жена».

Еще одна причина появления гаремов — заметное расслоение узбекского общества. Социально-экономическая обстановка разделила людей на очень богатых и очень бедных. По официальным данным, за чертой бедности находится 13% населения страны. Средняя зарплата в столице страны составляет $180–200. Многие молодые мужчины уезжают на заработки, а девушки остаются без мужчин и без денег.

При этом в достатке живут чиновники и крупные предприниматели. Именно они готовы заводить новые семьи. По словам местных журналистов, портрет среднестатистического многоженца выглядит следующим образом: мужчина за 40, есть работа, машина, дом. Практически отсутствуют материальные проблемы.

Чувствует, что может содержать и законную, и новую молодую жену.

«Сами подумайте, если я могу материально обеспечить двух женщин, почему бы нет? Правда, законная жена не знает, что я двоеженец», — рассказывает работник государственной транспортной компании Сабирджон, который завел по семье в Андижане и Ташкенте.

Баллон в многоженство

Однозначного мнения по поводу гаремов в узбекском обществе не сложилось. С одной стороны, многоженство поддерживает даже часть женщин. В стране настороженно относятся к матерям-одиночкам. Считается, что женщина всегда должна быть при мужчине — неважно, первой или второй. В связи с этим разведенные часто соглашаются на роль второй жены, лишь бы не быть одной.

С другой стороны, гаремы порождают понятные вопросы защиты прав женщин. Исламский брак может иметь большое значение для верующих. Но он не воспринимается государственными органами, не существует юридически. По сути, речь идет не о браке, а о форме сожительства.

В графе «отец» у детей, рожденных в таком союзе, будет стоять пробел, алиментов ждать также не приходится. Первые жены всегда могут обратиться в правоохранительные органы или к влиятельным родственникам.

А дети от законного брака, став взрослыми, могут попытаться отсудить у своих сводных братьев и сестер то имущество, которое оставил им отец.

К тому же многоженство является одной из главных причин семейных скандалов и насилия. Один из резонансных случаев такого рода произошел весной в Самаркандской области. Мужчина изувечил супругу через две недели после свадьбы.

Избил ее кулаками и газовым баллоном, женщина получила черепно-мозговую травму, многочисленные ушибы.

Супруги не регистрировали отношения, а только провели в мечети никох — жених на тот момент не оформил развод и официально находился в браке с другой женщиной.

Профессор кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ Александр Синельников говорит, что среднеазиатское общество остается во многом традиционным. «Муж в таких странах должен содержать, обеспечивать женщину. С этим, кстати, связан обычай калыма.

Выплачивая калым, жених доказывает свою экономическую состоятельность, доказывает способность обеспечить семью. Понятно, что есть те, кто и одного калыма заплатить не может, а есть те, кто готов это сделать за двух, трех, четырех женщин», — объясняет эксперт.

Он добавляет, что по-настоящему успешная борьба с многоженством возможна, если общество полностью отвергает идею гарема. «В Узбекистане, очевидно, ситуация пока иная», — отмечает Синельников.

Источник: https://iz.ru/948497/igor-karmazin/garem-nechaianno-nagrianet-kak-v-uzbekistane-boriutsia-s-mnogozhenstvom

6 мудрых правил жизни от узбекских жен

Жизнь узбекских женщин

Мы помним, как один из наших пользователей захотел в жены узбечку, считая ее мягкой и покладистой, верной и домовитой. Теперь пусть узнает, что это значит на самом деле. 

Заботиться о женщинах

Семья — одна из важнейших ценностей узбекского народа. Еще с тех времен, когда было разрешено многоженство, считалось, что если женщина плохо одета или болеет, значит, у нее плохой муж. И на сегодняшний день в большинстве семей супруг очень бережно относится к своим жене и детям. Мои фото смотри в галерее. 

Доверять все финансовые вопросы мужчинам

Во многих узбекских семьях женщины — домохозяйки. Они целыми днями занимаются устройством дома, приготовлением еды. Они восхитительно пекут, готовят на ужин множество яств, встречая мужа и свекра с работы чуть ли не праздничным столом ежедневно. В норме этим занимаются несколько женщин: снохи (келинки), свекровь и ее дочки.

Но есть семьи, где, к примеру, нет дочерей или свекровь слишком увлекается ролью командира. Тогда все взваливается на хрупкие плечи одной женщины — снохи. И даже если она работает, с нее не снимаются обязанности по дому.

Супруг же решает все финансовые вопросы, полностью обеспечивает семью. Отдых семьи и все ремонтно-строительные вопросы тоже на нем. Как говорится, мужчина — добытчик. Есть и семьи, где обязанности распределяются между домочадцами.

Но таких, к сожалению, немного.

Жить по соседству

Узбекская семья — это не муж, жена и дети, а целый род под одной крышей (хотя и такое встречается уже не всегда, квартиры внесли свои коррективы). Здесь норма жить с родителями, а еще с бабушками и дедушками, порой и с прабабушками и прадедушками.

Это могут быть разные дома в одном дворе или разные дворы на одной улице, даже квартиры в одном доме. Но обязательно рядом, в шаговой доступности, потому что семья. Для многих это покажется странным, дикими пережитками средневековья, а я восхищаюсь такой сплоченностью.

Ведь она позволяет быть больше и сильнее, быть всем вместе, всегда рядом.

Принимать выбор родни  

Подход к выбору спутника жизни в Узбекистане — весьма основательное и всестороннее мероприятие, в котором участвует абсолютно все окружение будущей пары. По-узбекски это идеально характеризуется словом «суриштириш» — наведение справок.

Как только парень решает жениться, то в первую очередь спрашивают, есть ли та, кто ему по сердцу. Если таковой пока нет, женщины его семьи начинают расспрашивать свое окружение о подходящих ему девушках. Мои фото в галерее.

 

Идеально подходящей парой считаются молодые люди из семей со схожими корнями (желательно из одного города), воспитанием, мировоззрением, образованием. Также через знакомых, соседей выяснятся такие моменты, как наследственные заболевания, насколько благополучна семья, какая у них репутация в обществе.

Если сторону потенциального жениха все устраивает, начинают расспрашивать уже о самой девушке, ее характере, увлечениях и просят у ее семьи ее фотографию или же находят страничку в соцсетях, для того чтобы показать ее парню. Причем поведение и личные качества девушки для жениха часто важнее ее внешности.

Если девушка пришлась по душе, то сторона жениха идет в дом потенциальной невесты, для того чтобы договорится о свидании для молодых — так они смогут пообщаться и принять решение.

А теперь наступает момент для наведения справок со стороны семьи невесты. Окончательный выбор всегда за невестой и ее семьей.

После чего старшие в роду садятся за стол, договариваются об условиях свадьбы и обсуждают прочие нюансы последующей жизни.

Во время загрузки произошла ошибка.

В последние годы встречается и огромное количество узбекских супругов, которые изначально  женились по взаимной любви, о чем они сообщали своим родным, а те, наведя справки друг о друге, в последующем договаривались о будущей свадьбе между молодыми.

Не тянуть со свадьбой 

Я воспитываясь в довольно современной семье, где огромное значение придается образованию и широкому кругозору. И все же вышла замуж в 20 лет за первого свата, который пришел в дом, так как мы идеально подходили друг другу, словно предназначенные судьбой.

На первом свидании мы приглянулись друг другу, на втором я получила предложение руки и сердца, а наше третье свидание стало нашей помолвкой — «фотиха туй», — на которой проводят обряд «нон синдириш» — разламывание лепешек.

Это показывает, что стороны сговорились о будущей свадьбе.

Только после помолвки считается приличным выходить на свидания с будущим женихом. Дату свадьбы обычно назначают через несколько месяцев после помолвки. Наше торжество случилось через шесть месяцев после знакомства, абсолютно все были уверены, что это свадьба по любви. Живем в согласии вот уже семь лет и воспитываем трех прекрасных дочерей.

Уважать старших

Узбеки вступают в брак в молодом возрасте (большинство до 25 лет) и, как правило, приводят в дом жену, где также проживают родители и более старшее поколение, и первое время очень большое значение имеет влияние старших в роду. Они дают мудрые советы молодым и помогают решать первые споры между ними.

Почитание старших и учтивость выражаются в обращении на «вы» к старшим. Старших принято уважать и почитать, а младших оберегать и защищать.

Невесту принимают в новый дом с уважением: считается правильным относиться к ней как к собственной дочери, а ей — относиться к свекру и свекрови с тем же почетом, как и к родным родителям.

Читай умопомрачительные любовные истории: 

Источник: https://lady.mail.ru/article/516627-6-mudryh-pravil-zhizni-ot-uzbekskih-zhen/

Любовь без границ: истории девушек из Узбекистана, бросивших все в погоне за любовью • TheMag.uz

Жизнь узбекских женщин

Настоящая любовь не знает преград и страхов. Это доказали наши героини, которые на пути к счастливой семейной жизни смогли закрыть глаза на километры, отделяющие их от родного дома, национальность и вероисповедание своего суженого.

В интервью The Mag наши соотечественницы, построившие семью с испанцем, корейцем и бенгальцем, рассказали, как познакомились и вышли замуж, в чем разница между менталитетами, о местных культурных особенностях и почему Ташкент снится им по ночам.

Судьба преподнесла сюрприз ー испанского мужа

Родилась я в столице Узбекистана в смешанной семье: мой папа ー казах, а мама ー узбечка. В 20 лет я вышла замуж и уехала жить к мужу в Астану. Но спустя несколько лет наш брак начал давать основательные трещины.

В первые годы я изо всех сил пыталась склеить наши отношения, однако к восьмому году семейной жизни это желание окончательно потухло. Кстати, за год до развода я ходила к астрологу, которая сказала, что пока я не закрою одну дверь, другая передо мной не откроется.

Я не придала значения этим словам. Между тем, с каждым днем жить с мужем было все более невыносимо. Наконец, терпение и мои силы иссякли, и однажды, взяв дочку Джасмин и ничего не сказав мужу, я ушла от него.

Было тяжело, больно и обидно, что все так сложилось, но я понимала, что так будет лучше для всех. Спустя всего две недели судьба преподнесла мне сюрприз ー испанского мужа. Астролог оказалась права.

Решающая поездка

С будущим мужем я познакомилась на сайте знакомств, где зарегистрировалась по настоянию подруги. На протяжении двух лет мы общались с Франком, моим будущим супругом, практически ежедневно, а еще ездили друг к другу в гости.

В последний раз, когда он ко мне приехал, привез собой очень много гостинцев для меня и моих родных. Среди них была небольшая коробка, наполненная шоколадными конфетами и малиной. Я обожаю эту ягоды, поэтому меня не пришлось долго уговаривать их отведать.

Какой же был шок, когда среди малины и конфет я обнаружила кольцо! Эта поездка оказалась решающей в нашей с Франком жизни.

Кстати, маме мой испанский муж сразу понравился ー как только я показала его фотографию. А когда она увидела, как он трепетно относится ко мне, сразу одобрила наши отношения и дала свое родительское благословение. Но обстоятельства сложились так, что свадебной церемонии у нас не было.

Дело в том, что в этот период семья моего мужа переживала потерю близкого человека, поэтому мы приняли решение расписаться без пышного торжества. К тому же я понимала, что свадьба ー не залог счастливой семейной жизни и не ошиблась в этом. Мы с Франком женаты почти три года, и я не пожалела, что связала с ним свою жизнь. Он ー мой человек.

Такое впечатление, что он вовсе не испанец, он будто родился и жил в моих краях.

Жалела, что переехала в Испанию

Наверное, переезд в другую страну ー это одна из самых больших перемен, которую можно совершить в жизни. Для одних переезд ー это новый виток, счастье, жизнь с чистого листа, а для других ー сплошные страдания и депрессии. Пожалуй, я не относилась ни к первым, ни ко вторым, была между ними. Конечно, будет ложью сказать, что все было идеально.

Языковой барьер и чуждый менталитет выбили меня из колеи. Месяц я ревела не переставая, жалела, что переехала в Испанию, да еще и дочь втянула в это дело. А потом решила, что так дело не пойдет, хватит раскисать и жалеть себя. В конце концов, дочка видела мои переживания, да и Франк за меня волновался.

Как только я начала выходить из зоны комфорта, жизнь в новой стране начала налаживаться. За относительно короткое время мне удалось выучить испанский язык, понять местную культуру, я начала заниматься любимым занятием ー шитьем. Более того, мы с супругом занялись фисташковым делом. Единственное, к чему я никак не могу привыкнуть, так это к сиесте.

Для меня до сих пор непривычно, что все магазины во время сиесты, с 14:00 до 17:00, не работают.

Выйдя замуж за испанца, женщины становятся членами большой семьи

Испанцы ー очень веселый, эмоциональный и открытый народ. Они трепетно относятся не только к близким членам семьи, но и к дальним родственникам. Выйдя замуж за испанца, женщины становятся членами большой семьи.

Кого-то это может отпугнуть, но мне нравится, что они поддерживают теплые отношения не только с родными бабушками и дедушками, но и двоюродными тетями и племянниками. У большинства испанцев принято встречаться всей семьей в ресторанах ー по субботам, как по расписанию.

Там, за вкусной едой и в уютной атмосфере, они обсуждают последние новости, обмениваются шутками и эмоциями.

Мы не забываем о своих корнях

Я очень скучаю по Ташкенту, по национальной кухне, а больше всего ー по людям. У нас живут удивительно приветливые и открытые люди, которые с особым трепетом относятся к старшему поколению. Стараюсь каждое лето приезжать с дочкой в Ташкент и Астану к своим родным.

Несмотря на то, что за последние годы наша с дочкой жизнь круто изменилась, мы не забываем о своих корнях. Джасмина, как и я, очень любит узбекскую кухню, особенно плов. Несмотря на то, что в Узбекистане дочка жила не так долго, она немного говорит на узбекском языке.

Кстати, она очень любит гулять по традиционным узбекским базарам, наполненным не только обилием овощей и фруктов, но и национальным колоритом и восточным очарованием.

Стоит отметить, что о жизни в Испании Алия ведет личный блог в Instagram. Она рассказывает об адаптации в стране фламенко, местных традициях и странностях, но при этом пока держит в тайне своего мужа и не публикует фотографии с ним.

Нас сблизила его настойчивость и романтические поступки

Я никогда не мечтала выйти замуж за иностранца, но судьба решила по-своему. Наша история знакомства достаточно банальна для нынешнего времени.

В 2010 году мой будущий супруг, увидев мою страничку в , решил, что я японка, потому что на фотографии была одета в национальную японскую одежду, юката, и отправил мне запрос на добавление в друзья.

Замечу, что сам он тоже не японец, он родом из Бангладеш, но последние 15 лет живет в Токио и имеет японское гражданство.

Общение у нас завязалось сразу. Ежедневно по 5-7 раз он звонил мне по разным поводам, чтобы услышать мой голос. Наши отношения развивались медленно, поскольку я ему не доверяла, да и внешне он меня не привлекал.

Чтобы растопить мое недоверие, он прилетел в Ташкент. В жизни он оказался совсем другим ー добрым, романтичным и, что немаловажно, симпатичным. Нас сблизила его настойчивость и романтические поступки.

Он очень красиво ухаживал, поэтому я решила дать ему шанс.

Мама не соглашалась на наш брак

Мы долго общались, приглядывались друг другу (особенно я!), пока не поняли, что мы ー две половинки одного целого. Однако я боялась представить его моей маме, поэтому долго оттягивала это событие.

И когда это случилось, мама, как я и предвидела, категорически была против него. Дело в том, что я ー единственный ребенок в семье, и она боялась доверить меня иностранцу.

Только спустя семь лет наших взаимоотношений мама его приняла.

Кстати, я ни в коем случае не хочу агитировать девушек искать любовь в соцсетях или выходить замуж за иностранцев. Сотни девушек ежегодно покидают страну ради «заморского принца», но у многих из них не складываются отношения. Повезло, если просто не совпали характеры и разошлись.

А ведь нередко отношения с иностранцами заканчиваются побоями и издевательствами. Поэтому девушкам, желающим выйти замуж за иностранца, следует помнить, что вокруг нас очень много плохих людей, и нельзя руководствоваться только эмоциями и чувствами. Нужно трезво смотреть даже на сердечные дела. Не надо спешить, дайте отношениям время.

Будьте реалистами, но не упускайте свое счастье.

Муж не дал мне бросить начатое на полпути и вернуться домой

Три года назад я переехала в Токио, учиться в магистратуре. Помню, у меня были очень тяжелые моменты, связанные с учебой, да и в целом с местными правилами жизни. Возможно, я бы не смогла пройти все испытания, если бы он не был рядом со мной и не поддерживал меня.

Сегодня, пройдя все трудности, я очень ему благодарна ー за то, что не дал мне бросить начатое на полпути и вернуться домой. Но каких бы высоких результатов я ни достигала, я часто вспоминаю Ташкент, ведь все яркие и теплые события связаны с этим городом.

Очень скучаю по национальной кухне. Я не ем морепродукты, а японскую кухню нельзя представить без них. Даже говядину не могу здесь есть, потому что она очень жирная. Довольствуюсь лишь мясом птицы.

Кстати, совсем недавно мы совместно с мужем открыли в Токио ресторан, чему я очень рада.

Мой муж был против моих друзей мужского пола

Пока не могу рассказать о национальных традициях бенгальцев, так как еще не была в Бангладеш. Знаю, что подавляющее большинство бенгальцев исповедует ислам. Однако, в отличие от Узбекистана, там люди придерживаются более строгих правил жизни.

Женщины традиционно отвечают за домашние дела, а мужчины ー добытчики. Кстати, этот народ не верит и не одобряет дружбу между женщиной и мужчиной. Поэтому мой муж был очень удивлен, что среди моих друзей есть парни.

Поначалу он этого не понимал, но когда я познакомила его с друзьями, он успокоился и поменял свое мнение. Во всем остальном наши традиции и взгляды схожи.

Мы познакомились в брачном агентстве

Со своим будущим мужем я познакомилась в брачном агентстве. Мистер Ли ー так я называю своего супруга ー приехал из Южной Кореи в Ташкент в поисках своей судьбы. Он должен был встретиться с моей сестрой.

Но, как это обычно бывает среди девушек, сестра не захотела идти одна и попросила меня пойти с ней. Встреча с потенциальным женихом длилась не так долго.

Вечером того же дня со мной связалась сваха и сообщила, что жениху приглянулась я, и спросила, не хочу ли я вновь с ним встретиться.

На тот момент мне был всего 21 год, я училась на четвертом курсе Ташкентского института текстильной и легкой промышленности, и замужество пока не входило в мои планы. Тем не менее, я согласилась с ним поужинать.

А спустя два дня после знакомства я представила его своим родителям. За обедом он неожиданно попросил у них моей руки и сердца. Папа был в шоке, так как он не планировал так скоро выдать меня замуж, а мама предоставила выбор мне.

«Это твоя жизнь, поэтому решай сама», ー сказала она. С этого дня все закрутилось и завертелось.

На протяжении следующих четырех месяцев ежедневно в 20:00 по ташкентскому времени мы созванивались с ним в Skype и общались не меньше двух часов, а точнее ー пытались общаться. Дело в том, что мы оба плохо владеем английским языком, поэтому выразить свои мысли порой было крайне сложно. Но мистер Ли не отчаивался, более того, терпеливо учил меня корейскому языку с помощью карточек.

Спустя четыре месяца мы сыграли свадьбу в Ташкенте согласно узбекским обычаям. Обряд «никох-туи» тоже был проведен. Мужу на этой мусульманской церемонии дали узбекское имя ー Дониер.

После свадебного торжества мы уехали путешествовать по туристическим городам Узбекистана. Мистер Ли остался в восторге от Самарканда и Бухары.

Через 10 дней после свадьбы он уехал к себе домой готовиться к корейской свадьбе, а спустя месяц я поехала вслед за ним.

В корее свадьбы проходят более сдержанно и длятся всего 2-3 часа

Корейская национальная культура так же, как узбекская, богата своими традициями и обычаями. Традиционно первая часть церемонии проходит по христианским обычаям, а вторая ー в национальном стиле.

Кстати, в Корее в домах торжеств обычно имеются отдельные комнаты для невесты и жениха, куда заходят гости, чтобы поздравить и сфотографироваться с молодоженами по отдельности.

Но, пожалуй, самый важный момент происходит у алтаря, когда жених с невестой делают поклоны ー сначала друг другу, потом родителям и гостям.

Во второй части свадьбы, сменив привычное европейское белое платье и костюм на национальную свадебную одежду, мы разносили всем присутствующим рисовое вино, после чего гости прошли в «буфет», который был накрыт в формате шведского стола. На этом для нас с мистером Ли свадьба была закончена. Мы уехали домой, а на следующий день улетели отдыхать.

Больше всего меня удивила продолжительность корейских свадеб. Если в Узбекистане принято три дня весело и громко отмечать это событие, то в Корее церемония проходит более сдержанно и длится всего 2-3 часа.

В глазах окружающих я всегда буду иностранкой

Самым сложным в Корее является процесс интеграции в общество. Как бы хорошо иностранец ни владел языком и знаниями о местной культуре, ему будет нелегко выстроить равноценное отношение с местными работодателями, соседями, продавцами.

В глазах окружающих он всегда будет иностранцем. В принципе, такое отношение к чужестранцам можно увидеть во многих странах мира. Кроме того, очень сложно было привыкнуть к местной кухне. Мне для этого потребовалось полтора года.

Сегодня я уже сама с удовольствием готовлю блюда корейской кухни.

Если говорить о традициях, то для меня самый странный обряд ー это «чеса». Обычно его проводят в корейский Новый год.

В этот день поминают умерших предков, на алтарь «чеса» накрывают ритуальные блюда и любимые яства усопшего, которые обычно готовит невеста этого дома.

Гости за трапезой вспоминают покойника и молятся за него, но при этом не притрагиваются к еде, потому что стол накрывается прежде всего для духа умершего.

Только спустя несколько часов всем присутствующим разрешается приступить к ужину. Эту традицию я не поняла и не приняла, потому что она чужда для меня. В остальном менталитет корейцев и узбеков очень схож.

Здесь так же, как в Узбекистане, уважительно относятся к старшему поколению, а женщина является главным хранителем очага. Кстати, взаимоотношения свекрови и невесты тоже во многом схожи.

Наверное, поэтому нашим девушкам удается создать крепкие отношения с корейскими мужчинами.

В воспитании детей очень важно прививать любовь к культуре и стране, откуда родом их родители

Первое время я очень сильно скучала по Ташкенту. Буквально не находила себе места, город и близкие снились мне даже по ночам, поэтому уже через три месяца после свадьбы я улетела к родным в гости. Сейчас я привыкла к жизни в Корее, да и родные не дают скучать. Например, ко мне часто прилетает гостить мама. Но рано или поздно ностальгия по Ташкенту берет верх.

У меня трое детей ー все девочки, двое из которых уже побывали в Ташкенте. Планируем этим летом вновь сюда приехать.

Я считаю, что в воспитании детей очень важно прививать любовь к культуре и стране, откуда родом их родители.

Несмотря на то, что мои дети говорят только на корейском языке, стараюсь научить их и русскому, чтобы в дальнейшем они могли искать литературу и информацию об Узбекистане.

Источник: https://themag.uz/post/ljubov-bez-granic

Права и юриспруденция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: