Положение об отделе закупок по 44 фз

Содержание
  1. 44‑ФЗ простым языком. Часть 1
  2. Заказчик
  3. Что регулирует 44-ФЗ?
  4. Что не регулирует 44-ФЗ?
  5. Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?
  6. Важные определения
  7. Сейчас содержит
  8. Появится в 2020 году
  9. Организация ЭДО
  10. Национальный режим
  11. Способы проведения закупок 
  12. Планирование
  13. Начальная цена контракта
  14. Как составить положение о закупках в 2020 году
  15. Новые правила в 2020 году
  16. Размещение в ЕИС
  17. Примеры документов наиболее крупных заказчиков
  18. Положение об отделе закупок на основании 44-ФЗ: образец документа, задачи, функции, права и меры ответственности
  19. Чем занимается отдел закупок по 44-ФЗ
  20. Типовое положение и задачи отдела по нему
  21. Функции
  22. Права отдела закупок и его руководителя в соответствии с типовыми положениями
  23. Меры ответственности для отдела закупок и его сотрудников
  24. Положение об отделе закупок по 44-ФЗ: структура, содержание, образец типового документа
  25. Чем занимается отдел закупок
  26. Положения о контрактной службе
  27. Задачи и функции отдела закупок
  28. Какими правами и ответственностью наделен отдел
  29. Отдел закупок – функции и структура тендерного отдела
  30. Функции и задачи
  31. Структура
  32. Какие KPI у отдела закупок?
  33. Положение об отделе закупок по 44-ФЗ: образец
  34. Руководитель отдела закупок и его обязанности
  35. Должностная инструкция
  36. Сколько зарабатывает: зарплата
  37. Обязанности
  38. Должностная инструкция менеджера отдела закупок
  39. Как определить, нужен ли компании тендерный отдел?

44‑ФЗ простым языком. Часть 1

Положение об отделе закупок по 44 фз

Статья актуальна на 7 июля 2020

Если вы — начинающий поставщик, участвуйте в закупках по 44-ФЗ. Он подробно объясняет участникам правила работы, рассказывает, как выбрать победителя. Закон написан сложным юридическим языком. Мы упростили текст и вот что вышло.

Заказчик

Государственные и муниципальные бюджетные учреждения

Любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП и самозанятые), которое:

  • не имеет задолженностей по налогам, судимости, аффилированности с заказчиками,
  • не принадлежит к оффшорным компаниям,
  • также заказчик может потребовать, чтобы участник закупки не состоял в РНП.

15% всех закупок госзаказчики проводят у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

Что регулирует 44-ФЗ?

  • Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  • Отбор поставщиков. 
  • Заключение контрактов и их исполнение.
  • Контроль закупок.

Что не регулирует 44-ФЗ?

  • Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  • Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  • Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
  • Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  • Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  • Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • Плату за участие в закупках. 

Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

  • Президент Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • «Росатом»;
  • «Роскосмос»;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

44-ФЗ основывается на положениях Конституции, Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации

Важные определения

Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,  

Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги. 

Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация. 

Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ. 

Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.

Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки. 

Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке. 

Сейчас содержит

  • Информацию о закупках, возможность их поиска,
  • Шаблоны контрактов,
  • Правила нормирования,
  • Информацию о рыночных ценах на товары,
  • Планы закупок, планы-графики, 
  • Отчетность по исполненным контрактам,
  • Реестр недобросовестных поставщиков.
  • Единая регистрация и реестр участников закупок.
  • Единый каталог товаров, работ и услуг.
  • Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт).
  • Независимый регистратор: система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.

Появится в 2020 году

  • Электронное актирование и приемка. 
  • Подача жалоб.

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС. Для участия в закупках по 44-ФЗ и в закупках у малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ нужно пройти регистрацию в ЕИС. 

Организация ЭДО

Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью: 

  • Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
  • Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках.  С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре. 

Национальный режим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы писали. 

Способы проведения закупок 

В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

Планирование

Основной документ заказчика план-график. Нельзя провести закупку, не включенную в план-график. Документ формируется на 3 года. Вступает в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета. Публикуется в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны. 

Объявить закупку можно через 1 день после изменения плана-графика.

В описании каждой закупки есть:

  • Название, номер, требования к товарам и участникам, 
  • Способ закупки,
  • НМЦ каждого контракта,
  • Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  • Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  • Месяц и год объявления закупки,
  • Информация о банковском сопровождении контракта,
  • Применение критериев оценки закупки и др.

При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать любую закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.  

Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ. 

Например, руководитель государственной организации может купить за счет бюджета только одно офисное кресло в год не дороже определенной суммы, которая зависит от региона. Все нормативы есть в ЕИС. 

Начальная цена контракта

Начальную цену контракта определяет заказчик в зависимости от объекта закупки и способа размещения. Для поставщиков действуют антидемпинговые меры. Это значит, что если итоговая цена закупки будет на 25% ниже от НМЦ, победителю придется предоставить повышенное обеспечение контракта или приложить исполненные без штрафов госконтракты. Подробнее об этих мерах мы писали здесь. 

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»: 

44-ФЗ простым языком. Часть 2.

44-ФЗ простым языком. Часть 3.

44-ФЗ простым языком. Часть 4.

44-ФЗ простым языком. Часть 5.

44-ФЗ простым языком. Часть 6.

44-ФЗ простым языком. Часть 7.

44-ФЗ простым языком. Часть 8.

44-ФЗ простым языком. Часть 9.

44-ФЗ простым языком. Часть 10.

44-ФЗ простым языком. Часть 11. 

44-ФЗ простым языком. Часть 12.

44-ФЗ простым языком. Часть 13.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1142-44-fz-1

Как составить положение о закупках в 2020 году

Положение об отделе закупок по 44 фз

Рассмотрим, что представляет собой положение о закупках по 223-ФЗ, порядок его утверждения и размещения, а также ознакомимся с новыми правилами, действующими с 31.12.2017.

Положение о закупке — основной локальный документ заказчика, детально регламентирующий его закупочную деятельность. Такой акт должен быть составлен в соответствии с требованиями к проведению тендеров, установленными в Законе 223-ФЗ и Законе о защите конкуренции: открытость, равноправие, экономическая эффективность, отсутствие ограничения конкуренции.

Документ утверждают:

  • в госкорпорации и госкомпании — высший орган управления;
  • в ГУПе (МУПе) — руководитель;
  • в автономном учреждении — наблюдательный совет;
  • в АО — совет директоров (наблюдательный совет);
  • в ООО — общее собрание участников;
  • в бюджетном учреждении — учредитель.

Заказчик должен разместить локальный акт о закупках и изменения к нему в ЕИС в течение 15 дней со дня их утверждения. Бюджетные учреждения, МУПы и ГУПы размещают до 1 января того года, в котором планируются тендеры по 223-ФЗ. При этом повторно (ежегодно) переутверждать не требуется (Письмо Минэкономразвития от 13.03.2017 № ОГ-Д28-2628).

Если документ не был размещен, заказчик не имеет права проводить тендеры по закону 223-ФЗ. В этом случае организация должна руководствоваться Законом о контрактной системе.

Если утверждение Положения о закупках 44-ФЗ не предусмотрено, то заказчик разрабатывает иные локальные документы: положение об отделе закупок, о контрактной службе, о закупочной комиссии.

При нарушении порядка и сроков размещения предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 4, 6 ст. 7.32.3 КоАП.

Новые правила в 2020 году

Для того чтобы добиться единообразия в закупочном процессе, законодатель внес ряд изменений в закон № 223-ФЗ. С 31.12.2017 в законе появился блок статей, посвященных типовому положению о закупках.

Его разрабатывают:

  • органы исполнительной власти, являющиеся учредителями бюджетных, автономных учреждений;
  • органы, осуществляющие полномочия собственника имущества ГУПов, МУПов;
  • иные уполномоченные органы.

Указанные госструктуры определяют перечень подведомственных организаций, которые будут обязаны применять утвержденный образец при разработке своего локального акта: бюджетные, автономные учреждения, ГУПы, МУПы.

В унифицированном документе обязательно указываются следующие сведения:

  • порядок подготовки и осуществления торгов;
  • способы определения поставщика и их применение;
  • срок заключения договоров;
  • особенности участия СМСП.

Стандартный документ и изменения в него размещаются в ЕИС утвердившим его органом в течение 15 дней с даты утверждения.

Закон № 223-ФЗ с 31.12.2017 был дополнен также ч. 4 ст. 2, закрепившей существовавшую практику присоединения дочерних организаций госкорпораций и госкомпаний к общему документу о проведении тендеров. В отличие от процедуры применения типового положения, практика присоединения в соответствии с указанной нормой не является обязательной.

Размещение в ЕИС

В случае если размещается самостоятельное Положение:

1. В личном кабинете заказчика в соответствующем разделе нажать на кнопку «Создать».

2. В появившемся окне выбрать нужную строку.

4. Ввести основные сведения.

5. В блоке «Документы» загрузить файл.

6. При наличии у заказчика обязательного к применению типового документа о закупках выводятся дополнительные вкладки для заполнения.

7. Выбрать применимые способы определения поставщика.

8. Завершить формирование.

9. Разместить.

В случае, если заказчик присоединяется к закупочному документу головной организации:

1. В личном кабинете в соответствующем разделе после нажатия на кнопку «Создать» выбрать нужную строку.

2. Ввести необходимые сведения в появившейся форме.

3. Загрузить файлы в блоке «Документы — основания для присоединения» (решение совета директоров, общего собрания общества и т. д.).

4. Разместить.

Документ чаще всего состоит из следующих разделов:

  1. Термины и определения.
  2. Система управления тендерами.
  3. Способы определения поставщика и условия их применения.
  4. Процесс планирования.
  5. Требования к участникам, продукции.
  6. извещения и документации.
  7. Порядок проведения отдельных процедур.
  8. Порядок заключения и исполнения договора.
  9. Обжалование действий заказчика.
  10. Отчетность.

Примеры документов наиболее крупных заказчиков

Положение о закупках «РЖД».

Положение о закупках «Роскосмос».

Положение о закупках «Ростех» 2017.

Положение о закупках «Росатом».

Положение о закупках «Газпром».

Источник: https://ppt.ru/forms/zakupki/polojenie-44-fz

Положение об отделе закупок на основании 44-ФЗ: образец документа, задачи, функции, права и меры ответственности

Положение об отделе закупок по 44 фз

В системе государственных и муниципальных закупок проводится постоянное реформирование имеющихся исполнительных органов в составе заказчиков, главной целью которых является превращение системы государственных и муниципальных закупок в максимально прозрачную систему с минимальным уровнем коррупции.

Именно по этой причине и деятельность отдела закупок у государственного или муниципального заказчика должна регулироваться с помощью положений статьи 38 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также с помощью внутреннего положения самого заказчика для такого отдела.

Чем занимается отдел закупок по 44-ФЗ

В рамках 44-ФЗ отдел организации закупок должен заниматься следующими видами деятельности:

  • разрабатывать и размещать в Единой информационной системе план закупок, а также все изменения в него с последующей публикацией таких изменений в рамках интернет-ресурса Единой информационной системы;
  • разрабатывать на основании плана закупок план-график и изменения в него с последующей публикацией всех необходимых сведений в ЕИС в соответствующем разделе;
  • публиковать в Единой информационной системе извещения и документацию о проводимых закупочных мероприятиях, а также сопровождающие их проекты контрактов;
  • в случае проведения закрытых закупочных мероприятий разрабатывать приглашения к участию в таковых для потенциальных исполнителей по контрактам;
  • в пределах своего функционала обеспечивать осуществление закупочных процедур до момента заключения контракта;
  • участвовать в процедурах, направленных на обжалование закупочных мероприятий, в том числе, если такое обжалование происходит в различных контролирующих органах (например, в Федеральной антимонопольной службе);
  • формировать документы для ведения претензионной работы в пределах своей компетенции в случае возникновения конфликтной ситуации с исполнителем по контракту или договору, заключенному в рамках действующего закупочного законодательства;
  • с целью определения конкурентного состояния рынка товаров, работ или услуг, которые планируется закупить, проводить консультации с потенциальными исполнителями по контрактам и договорам.

Типовое положение и задачи отдела по нему

Для того чтобы у всех государственных и муниципальных заказчиков имелись схожие Положения об отделе закупок, Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 октября 2013 года №631 было утверждено Типовое положение (регламент) о контрактной службе. В соответствии с этим Положением перед отделом закупок (он же именуется контрактной службой) либо контрактным управляющим ставятся следующие задачи:

  • проведение мероприятий по планированию закупок;
  • проведение консультаций на этапе планирования с потенциальными исполнителями по контракту с целью определения состояния рынка в части его конкурентного положения при осуществлении тех или иных закупок;
  • обоснование проводимых закупочных мероприятий и их начальной максимальной цены;
  • проведение мероприятий по общественному обсуждению тех закупок, для которых такое обсуждение является обязательным, с точки зрения предписаний действующего законодательства;
  • обеспечение функционирования комиссий по осуществлению закупок, с технической точки зрения, в пределах своей компетенции (подготовка оборудования для аудио- и фотофиксации процедуры вскрытия заявок и т. д.);
  • привлечение экспертов в случаях, которые предусмотрены действующим законодательством;
  • подготовка документации к проводимым закупочным мероприятиям, сопровождающих такие мероприятия проектов контрактов, а также публикация всех указанных документов в Единой информационной системе;
  • рассмотрение предоставленных банковских гарантий и взыскания средств с них в случаях возникновения нарушения условий исполнения государственных и муниципальных контрактов;
  • полное сопровождение процедуры, направленной на заключение контракта;
  • приемка результатов по исполнению того или иного контракта;
  • организация оплаты исполненного контракта или его части и публикация информации о такой оплате в Единой информационной системе;
  • организация работы по взаимодействию с поставщиками в случае необходимости изменения или расторжения контракта;
  • ведение работы по внесению информации об исполнителе, нарушившем взятые на себя обязательства, в Реестр недобросовестных поставщиков (если такая работа признана необходимой);
  • ведение претензионной работы по неисполнению или по ненадлежащему исполнению всего контракта или какого-либо его этапа;
  • работа по взаимодействию с исполнителем по контракту в случае выявления жалобы на действия или бездействие заказчика в контролирующие органы в сфере государственных и муниципальных закупок.

Функции

Основные функции, которые налагаются на отдел закупок, также зафиксированы в Типовом положении о контрактной службе. В рамках такого положения они подразделяются в зависимости от профиля работы (например, при проведении планирования закупок или при собственно проведении мероприятий, направленных на определение потенциального исполнителя). Среди функций отдела закупок следует выделить:

  • разработка плана закупок и изменений в него с последующим размещением в Единой информационной системе, а также на своем сайте в сети интернет;
  • подготовка обоснования закупки при формировании плана закупок;
  • разработка плана-графика и изменений к нему, а также размещение плана-графика в ЕИС;
  • направление на утверждение плана закупок и плана-графика руководителю организации или уполномоченному должностному лицу, на которого приказом руководителя организации наложена обязанность по проведению мероприятий по утверждению всех документов, касающихся проведения закупочной деятельности в организации;
  • для закупок, проводимых с единственным поставщиком, обоснование начальной максимальной цены контракта при составлении такой позиции в плане-графике;
  • выбор способа определения потенциального исполнителя по контракту (кроме тех закупок, для которых изначально определен способ путем обращения к единственному поставщику);
  • уточнение начальной максимальной цены контракта на этапе подготовки документов к проведению закупок;
  • формирование документации к проводимой закупке в части подготовки описания объекта закупки;
  • обеспечение работы закупочных комиссий, в том числе путем проведения проверки сведений, предоставляемых потенциальным исполнителем в части соответствия требованиям законодательства и документации о закупке;
  • если такая необходимость продиктована условиями действующего законодательства, привлечение организации-посредника для проведения закупочных мероприятий;
  • обеспечение проведения закупок у категорий исполнителей, имеющих право на предоставление льгот, с предоставлением при заключении контракта таких льгот;
  • публикация в Единой информационной системе и на интернет-ресурсах извещений о проведении закупочных мероприятий, а также документации с описанием объекта закупки и условий участия в таких мероприятиях, если такое размещение предусмотрено требованиями действующего законодательства в сфере закупок;
  • подготовка разъяснений на поступившие запросы положений документации в письменном или электронном виде;
  • обеспечение полной сохранности подаваемых заявок до момента их вскрытия вне зависимости от того, в какой форме подана заявка (в бумажном или электронном виде);
  • осуществление оформления протоколов вскрытия заявок в соответствии с требованиями действующего законодательства;
  • согласование с уполномоченными контролирующими органами проведения закрытых закупочных процедур;
  • обеспечение заключения контракта вне зависимости от формы закупочного мероприятия (конкурентного или неконкурентного);
  • если данная необходимость продиктована сложившимися обстоятельствами по исполнению контракта, то подготовка сведений для внесения изменений в Реестр недобросовестных поставщиков относительно исполнителя, который нарушил взятые на себя обязательства;
  • обеспечение приемки результатов исполнения контракта или его части (если исполнение контракта должно осуществляться поэтапно);
  • при расторжении контракта – обеспечение взаимодействия с поставщиком путем ведения претензионной работы при необходимости и в пределах своих полномочий;
  • организация работы приемочной и экспертной комиссии и подготовка документов о результатах их работы;
  • размещение в ЕИС документов об исполнении, неисполнении или ненадлежащем исполнении контракта или его этапа;
  • проведение работы по составлению предусмотренных законом отчетов и ведению необходимых реестров.

Права отдела закупок и его руководителя в соответствии с типовыми положениями

Все права, которыми наделяется отдел закупок, продиктованы только требованиями действующего законодательства и формируются на основании возложенных на такой отдел задач и функций. К основным правам относятся:

  • осуществление необходимых видов деятельности в соответствии с положениями действующего закупочного законодательства и своей инструкции о работе;
  • использование кадровых, материально-технических и информационных ресурсов в соответствии с имеющимися задачами;
  • формирование планов своей деятельности на основании перспектив развития и функционирования, а также проведение мероприятий, направленных на реализацию таких планов.

У руководителя отдела закупок также есть свои определенные права:

  • участие в заседаниях руководящих органов заказчиков в части рассмотрения вопросов, связанных с функционированием отдела закупок;
  • представление заказчика на семинарах, совещаниях и конференциях, посвященных вопросам работы отдела закупок;
  • предоставление руководителю организации предложений о внесении изменений в порядок организации закупок в учреждении-заказчике;
  • подготовка запросов структурным подразделениям о предоставлении сведений и документации, которые необходимы для выполнения задач, поставленных перед отделом закупок;
  • контроль выполнения требований нормативной документации по организации закупок в структурных подразделениях организации-заказчика;
  • проведение контрольных проверок достоверности предоставленной информации работниками всех подразделений заказчика;
  • иные права, которые предусмотрены действующим законодательством, а также положением об отделе закупок или о контрактной службе, которое принимается в организации-заказчике.

Меры ответственности для отдела закупок и его сотрудников

Все меры ответственности, которые могут быть применены к сотрудникам и руководителю организации закупок, продиктованы только действующим законодательством:

  • все действия или бездействие заказчика могут быть обжалованы в порядке Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок», а также в судебном порядке, если есть основания считать, что права исполнителя по контракту или участника закупочной процедуры были нарушены;
  • на сотрудников и руководителя контрактной службы и отдела закупок могут быть наложены меры дисциплинарной, гражданско-правовой, административной либо уголовной ответственности в зависимости от совершенного нарушения своих должностных обязанностей и норм действующего законодательства;
  • сотрудник, допустивший нарушение, может быть отстранен от исполнения своих обязанностей по решению руководства организации-заказчика. В случае проведения проверки в отношении такого сотрудника по факту допущенного нарушения отстранение может быть осуществлено до момента завершения такой проверки и вынесения решения о дальнейшей судьбе такого сотрудника.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/polozenie-ob-otdele.html

Положение об отделе закупок по 44-ФЗ: структура, содержание, образец типового документа

Положение об отделе закупок по 44 фз

Положение об отделе закупок по нормам законодательства не является обязательным, но оно позволяет упорядочить действующую в организации систему закупок. В частности, оно определяет спектр решаемых задач, функционал отдела закупок, а также права и обязанности сторон.

Чем занимается отдел закупок

В рамках 44-ФЗ «О контрактной системе…» предусмотрено создание контрактной службы или назначение контрактного управляющего. Данные структуры на базе учреждения заказчика необходимы для планирования и осуществления государственных закупок товаров, работ и услуг.

В рамках 44-ФЗ вместо отдела закупок используется понятие контрактной службы с учетом специфики закупочной деятельности.

Под контрактной службой понимается объединение совокупности должностных лиц заказчика, которые выполняют функции по осуществлению всех закупочных процедур. Данные лица могут объединяться в структурное подразделение или состоять в рамках разных подразделений по ч. 1, 4 ст. 38 44-ФЗ.

Контрактный управляющий – это должностное лицо, которое несет ответственность за осуществление одной или нескольких закупок, включая закупки для исполнения каждого контракта по ч. 2 ст. 38 44-ФЗ.

Назначение контрактной службы или назначение управляющего зависит от того, каков годовой объем заказа в государственном или муниципальном учреждении. Если СГОЗ превышает 100 млн р., то, согласно ч. 1 ст. 38 44-ФЗ, заказчик обязан создать контрактную службу. При этом создавать отдельное структурное подразделение в виде отдела закупок не нужно.

Если совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн р., то заказчик назначает контрактного управляющего или создает контрактную службу по ч. 2 ст. 38 44-ФЗ.

Таким образом, для решения вопроса о целесообразности создания контрактной службы заказчику следует определиться со СГОЗ.

В него включается весь объем финансового обеспечения для закупки по 44-ФЗ, утвержденный на год по п. 16 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ.

Заказчик может утвердить постоянный состав сотрудников, исполняющих функции контрактной службы. Также он самостоятельно утверждает структуру такого отдела, определяется с численностью сотрудников. При этом контрактная служба должна состоять минимум из двух человек.

Заказчик в обязательном порядке создает контрактную службу и назначает ее руководителя. Если контрактная служба создается в форме отдельного подразделения, то руководит им назначенное лицо. Контрактная служба без образования отдельного подразделения находится под началом непосредственного руководителя учреждения или одного из заместителей.

По ч. 1 ст. 9 44-ФЗ в отдел закупок заказчика входят квалифицированные специалисты с необходимыми знаниями и навыками в области закупок.

На основании ч. 2 ст. 9 44-ФЗ заказчики принимают меры по поддержанию и повышению квалификации и образования должностных лиц, в частности, занимаются их профессиональной переподготовкой.

Положения о контрактной службе

Ранее требования к контрактной службе определялись 44-ФЗ и типовым Положением о контрактной службе, который был утвержден Приказом МЭР от 2013 года №631. В апреле 2019 года Минфином было утверждено типовое Положение об отделе государственных закупок. После его принятия ранее регулирующий работу отдела закупок Приказ №631 от 2013 года утратил юридическую силу.

В типовом Положении о контрактной службе установлены правила деятельности подразделения в процессе планирования и осуществления государственных закупок. Новая версия типового положения подготовлена с учетом последних изменений 44-ФЗ и отражает актуальную версию законодательства о закупках. В структуре типового Положения о работе отдела госзакупок можно выделить следующие блоки:

  • Блок 1: общие правила работы отдела. В нем раскрываются цели и принципы отдела госзакупок, порядок организации работы подразделения, структура и численность отдела, распределение обязанностей между членами отдела, порядок осуществления взаимодействия с другими подразделениями. Например, в отделе закупок могут действовать группа по инициации закупок, планированию закупочной деятельности и определению поставщиков, группа приемки товаров и услуг, группа оплаты работы поставщиков и группа по приему и обработке обращений и претензий (претензионно-исковой работе).
  • Блок 2: функции и полномочия отдела закупок. Весь функционал и полномочия отдела закупок разделены на основании этапов закупочной практики в процессе планирования, определения поставщиков, исполнения, изменения и расторжения контракта.
  • Блок 3: ответственность отдела государственных закупок. Последний блок посвящен ответственности работников подразделения по закупкам.

С перечнем типовых Положений о работе отдела закупок по 44-ФЗ можно ознакомиться на официальном сайте государственных закупок. Пример типового Положения об отделе закупке можно посмотреть здесь.

В типовом Положении указано, кто из участников закупок вправе обжаловать действия работников. Таким правом наделен любой участник закупки, общественные объединения и объединения юридических лиц.

Задачи и функции отдела закупок

Целями создания и функционирования контрактной службы заказчика являются:

  1. Привлечение к работе квалифицированных специалистов, имеющих теоретические и практические знания в области госзакупок.
  2. Предоставление доступа к сведениям о действиях отдела, направленных на обеспечение государственных нужд, в частности, о способах отбора поставщика.
  3. Заключение контрактов на условиях, которые обеспечивают максимально эффективное достижение заданных результатов для обеспечения госнужд.
  4. Достижение заказчиком целевых ориентиров.

Для реализации поставленных целей отдел закупок решает следующие задачи. Контрактная служба на основании ч. 4 ст. 38 44-ФЗ выполняет ряд функций в зависимости от этапа закупки: планирования, определения поставщика, заключения и исполнения контракта.

Функции и полномочия отдела закупок на этапе планирования включают:

  1. Разработку и утверждение плана и плана-графика закупок.
  2. Размещение плана и плана-графика в ЕИС.
  3. Обеспечение обоснования закупки.
  4. Расчет и обоснование НМЦК.
  5. Организацию и участие в консультациях с поставщиками для определения конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ и услуг.

В процессе планирования определения поставщика отдел закупок занимается:

  1. Выбором способа определения поставщика.
  2. Согласованием закрытых способов отбора поставщика.
  3. Подготовкой и размещением в ЕИС документации о закупке.
  4. Отправкой приглашений принять участие в закрытой закупке.
  5. Организацией общественных слушаний.
  6. Привлечением специализированной организации для выполнения функций по определению поставщика.

На этапе определения поставщика к функциям контрактной службы можно отнести:

  1. Обеспечение осуществления закупок и подписания контрактов.
  2. Организацию работы комиссии по осуществлению закупок.
  3. Подготовку протоколов заседания комиссии по закупкам.
  4. Обеспечение льготным категориям участников ценовых преимуществ (учреждениям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов).
  5. Осуществление закупок у СМП и СОНКО по утвержденным требованиям.
  6. Рассмотрение банковских гарантий.
  7. Привлечение экспертов и экспертных организаций.
  8. Обеспечение секретности сведений, переданных в ходе процедуры определения поставщика.
  9. Обеспечение аудиозаписи при вскрытии конвертов с заявками на участие.
  10. Прочие функции.

В процессе заключения и исполнения контракта отдел закупок организует приемку товара, экспертизу поставленного товара, создает приемочную комиссию, оплачивает поставленные товары.

В процессе взаимодействия с поставщиком при возникновении спорных ситуаций отделом закупок организуется включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, участие работников в процессе обжалования действий, направление требований об уплате штрафов и неустоек.

К числу полномочий руководителя контрактной службы можно отнести:

  • распределение должностных обязанностей между сотрудниками;
  • общее руководство отделом закупок;
  • формирование плана работы контрактной службы;
  • отчетность перед заказчиком о результатах работы отдела закупок;
  • координация работы отдела закупок с иными подразделениями;
  • иные полномочия.

Какими правами и ответственностью наделен отдел

Отдел закупок наделен рядом прав, которые позволяют ему решать поставленные задачи:

  1. Получать документы и иные информационные материалы по профилю деятельности для ознакомления, учета и использования в текущей работе.
  2. Запрашивать от руководства сведения, которые могут потребоваться для выполнения возложенных функций. В частности, они могут запрашивать от руководителей подразделений сведения о потребностях в товарах и услугах, их характеристиках и свойствах.
  3. Осуществлять проверку и координацию деятельности структурных подразделений компании по вопросам материально-технического обеспечения.
  4. Привлекать специалистов из других подразделений к приемке и экспертиз товара, выполненной работы или оказанной услуги.
  5. Вносить предложения по совершенствованию форм и методов работы подразделения.
  6. Контролировать ход выполнения контрактов со стороны поставщиков.
  7. Участвовать в подборе кадров.
  8. Вносить предложения по системе мотивации и повышению квалификации сотрудников.
  9. Участвовать в совещаниях при рассмотрении вопросов материально-технического обеспечения.
  10. Привлекать к работе экспертов или экспертные организации.

При этом специалисты отдела закупок не вправе разглашать сведения, которые стали им известны при определении поставщика (кроме тех, которые должны публиковаться в открытом доступе в ЕИС);  проводить неформальные переговоры с представителями участников.

В типовом Положении о закупках определена ответственность за своевременное и достоверное предоставление информации об исполнении госконтракта. Ответственность за сроки исполнения контракта возлагается на подразделение отдела закупок, которое инициировало процесс определения поставщика.

Руководители контрактной  службы и рядовые сотрудники несут полный спектр ответственности за нарушение норм 44-ФЗ: гражданско-правовую, дисциплинарную, административную и уголовную.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/polozhenie.html

Отдел закупок – функции и структура тендерного отдела

Положение об отделе закупок по 44 фз
Время чтения: 4 минут(ы)

Отдел закупок – одно из важнейших подразделений множества предприятий, особенно если речь идет об организациях, принимающих участие в коммерческих и государственных тендерах. О том, что собой представляет отдел закупок в таких компаниях, и чем он занимается, сегодня и пойдет речь.

Функции и задачи

В случаях, когда речь идет об участниках коммерческих и государственных торгов, отдел закупок зачастую называют тендерным отделом.

Основными задачами отдела закупок заключаются в:

  • обеспечении участия организации в торгах;
  • участии в формировании и поддержании имиджа организации;
  • привлечении новых клиентов и контрактом через систему тендеров.

Для обеспечения наиболее эффективной деятельности в данном направлении в подавляющем большинстве случаев требуется создание специального отдела с квалифицированным персоналом, замотивированным на выполнение поставленных задач.

Основные функции тендерных отделов представляют собой:

  • подготовку необходимой документации и оформление электронной подписи;
  • аккредитацию и переаккредитацию на федеральных или коммерческих ЭТП;
  • настройку необходимого ПО для участия в аукционах;
  • поиск необходимой информации о проводимых тендерах согласно специфике учреждения;
  • изучение и анализ документов, технического задания;
  • мониторинг итогов предыдущих торгов;
  • анализ конкурентной среды;
  • согласование ключевых моментов участия в закупке с вышестоящим руководством;
  • подготовку документации, заполнение форм и подачу заявок;
  • изучение законодательства в рамках проведения торгов;
  • получение необходимых выписок и справок, их нотариальное заверение;
  • взаимодействие с поставщиками (если компания является посредником);
  • взаимодействие с финансовыми организациями на предмет получения тендерных займов и банковских гарантий;
  • непосредственное участие в закупках;
  • подготовка запросов на разъяснение документации;
  • взаимодействие с организаторами закупок;
  • отслеживание корректировок в извещениях о проводимых торгах;
  • отслеживание результатов закупок;
  • составление необходимых исков и жалоб для защиты интересов компании;
  • заключение контрактов.

Структура

Структура тендерного отдела зависит, как правило, от масштабов компании и объемов работы, однако наиболее часто встречается следующая структура отдела закупок:

  • руководитель отдела — связующее звено между отделом закупок и другими отделами организации, контролирует работу всего отдела;
  • специалист по мониторингу и аналитике — занимается поиском информации и анализом завершенных торгов;
  • специалист по торгам — занимается аккредитацией, настройкой рабочего места и подготовкой заявок, непосредственно участвует в торгах;
  • юрист — отвечает за юридическую сторону оформления документации, представляет интересы организации в суде и контролирующих органах;
  • курьер — занимается доставкой документов на бумажном носителе по адресу организатора торгов.

Какие KPI у отдела закупок?

В силу специфики работы показателями KPI у отдела закупок являются не только количественные (экономические), но и качественные параметры. Качественными параметрами в данном случае являются такие показатели деловой активности отдела, как:

  • своевременность всех расчетов;
  • своевременность выполнения поставленных задач;
  • мониторинг и анализ цен конкурентов;
  • качественное пополнение складских запасов.

При этом наиболее популярными системами оплаты являются:

  • фиксированная оплата (оклад);
  • оплата за результат:
    • оклад + процент от суммы выигранных тендеров;
    • оклад + фиксированная плата за выполнение плана;
    • процент от суммы выигранных торгов;
    • фиксированная плата за каждую допущенную заявку.

Оплата за результат мотивирует работников тендерного отдела добиваться поставленных задач, а именно – заключать новые контракты и привлекать новых клиентов. В случае с фиксированной оплатой мотивация практически отсутствует.

Положение об отделе закупок по 44-ФЗ: образец

Ознакомиться с примерами положения об отделе закупок в рамках 44-ФЗ можно по ссылке https://yadi.sk/i/GpJboAT93KxGTR или https://yadi.sk/i/zay1OwLh3KxGUB.

Руководитель отдела закупок и его обязанности

Руководитель отдела закупок представляет собой своеобразное связующее звено между собственным отделом и другими подразделениями компании. Основными обязанностями руководителя является координация и контроль работы сотрудников, а также согласование финансовых и технических вопросов участия в торгах с высшим руководством.

Полный список обязанностей руководителя тендерного отдела гораздо шире и включает в себя, как правило:

  • мониторинг объявлений о закупках;
  • согласование участия в торгах с вышестоящим руководством;
  • анализ участия в торгах конкурентов;
  • участие в составлении запросов на дачу разъяснений положений документации;
  • планирование деятельности сотрудников отдела;
  • контроль подготовки предложений по тендерам и графиков выполнения работ;
  • определение сроков предоставления документации специалистами организации в тендерный отдел;
  • контроль подготовки комплектов документов на тендеры;
  • участие в заполнении форм документации согласно закупочной документации;
  • подготовка пакетов документов по особенно важным торгам;
  • контроль отправки документации на тендеры;
  • составление отчетной документации;
  • информирование юридического отдела о необходимости предоставления финансового обеспечения и о сроках предоставления подтверждающих документов;
  • предоставление необходимых сведений в бухгалтерию;
  • отслеживание изменений в законодательстве в рамках проведения торгов;
  • руководство деятельностью подчиненных;
  • предоставление предложений о поощрении или депремировании сотрудников отдела;
  • содействие повышению квалификации сотрудников отдела.

Должностная инструкция

Скачать должностную инструкцию руководителя отдела закупок можно здесь: https://yadi.sk/i/biE8pg1m3KxGZ4.

Сколько зарабатывает: зарплата

На заработную плату руководителя тендерного отдела влияет множество факторов, в том числе его опыт работы, квалификация, а также масштабы компании.

Как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев заработная плата руководителя отдела закупок начинается от 45 тысяч рублей. При этом некоторые организации предлагают своим сотрудникам и более выгодные условия с окладом в 90-120 тысяч рублей в месяц.

Обязанности

Обязанности специалиста тендерного отдела могут быть возложены как на одного сотрудника, так и разделены между несколькими – в зависимости от объема работ и масштабов фирмы. Основные обязанности тендерного специалиста заключаются в:

  • участии в проведении мониторинга объявлений о закупках;
  • подготовке комплекта документов согласно установленным требованиям;
  • оформлении предложений;
  • получении финансовых данных и отчетности в бухгалтерии;
  • получении справок и необходимых документов в госструктукрах;
  • заполнении форм документов по поручению руководителя;
  • формировании пакета документов, входящего в тендерную заявку;
  • организации отправки документов на тендеры;
  • контроле получения отправленной документации Заказчиком;
  • выполнении курьерской функции в случае возникновения необходимости;
  • структуризации сведений о торгах на бумажных и электронных носителях;
  • подготовке ответов на письма и запросы в рамках собственной компетенции;
  • выполнении поручений руководителя в сфере своей компетенции.

Должностная инструкция менеджера отдела закупок

Для того чтобы скачать пример должностной инструкции тендерного специалиста, необходимо перейти по ссылке https://yadi.sk/i/sWtD0ctg3KxGj7.

Как определить, нужен ли компании тендерный отдел?

Основным признаком необходимости создания тендерного отдела является намерение компании участвовать в тендерах на постоянной основе. При этом создавать сразу большой отдел – серьезная ошибка, ведь если компания не планирует делать участие в закупках основным источником доходов, то одного-двух специалистов будет более чем достаточно.

В некоторых случаях целесообразно даже не создавать собственный отдел, а передать данную часть работ аутсорсинговой компании.

В таком случае организация может неплохо сэкономить на создании и обустройстве новых рабочих мест, регулярной выплате заработной платы и налогов.

Поручать при этом работу с тендерами непрофессиональным сотрудникам (бухгалтеру, юристу или секретарю) в качестве дополнительной нагрузки не стоит – в таком случае работа будет выполняться совершенно неэффективно и желаемого результата не принесет.

Однако если масштабы организации и планы руководящего состава подразумевают серьезные объемы работы и систематическое заключение контрактов с помощью тендеров, то потребуется создание полноценного отдела, в обязанности которого будет входить полное ведение закупки – от поиска торгов до заключения контракта. Кроме этого, тендерный отдел должен будет тесно взаимодействовать и с другими подразделениями организации, поэтому подбирать персонал следует особенно тщательно.

Вам помогла эта статья? Будем благодарны за оценку:

Источник: https://specworkgid.ru/zakupki-i-tendery/otdel-zakupok.html

Права и юриспруденция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: