Надзор за судьями осуществляет

Содержание
  1. Судебный контроль: что это такое
  2. Правовые основы осуществления судебного контроля
  3. Конституционный
  4. Досудебный
  5. Судебный контроль в уголовном процессе
  6. Контроль судебных решений
  7. Инстанции судов: виды инстанций, описание, понятие, особенности
  8. Что такое судебная инстанция?
  9. Виды и отличия судебных инстанций
  10. Первая инстанция
  11. Вторая инстанция
  12. Третья инстанция
  13. Четвёртая инстанция
  14. Особенности функционирования каждой инстанции
  15. Надзор за судами
  16. 18. Судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции
  17. 19. Система арбитражных судов, их задачи и подведомственность
  18. Кто осуществляет надзор за мировыми судьями
  19. Отвод судьи и отличие от жалобы
  20. Порядок подачи жалобы на судью
  21. Результаты рассмотрения жалобы
  22. Кому подчиняются судьи: требования к судьям, назначение
  23. Иерархия судов в России
  24. Требования к судьям
  25. Назначение судей
  26. Как снять судью с должности – пошаговая инструкция
  27. Преференции и льготы для судейского корпуса в России

Судебный контроль: что это такое

Надзор за судьями осуществляет

Время чтения 5 минутСпросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Судебный контроль осуществляют суды с целью обеспечения реализации на практике принципов законности и справедливости. Судебный контроль – сложная многоуровневая система, каждый элемент которой зависит от целевого назначения действий, совершаемых судом. В статье расскажем о том, какие виды судебного контроля существуют, и о том, какие формы он может принимать.

Правовые основы осуществления судебного контроля

Судебный контроль – это производство, осуществляемое судами – органами судебного контроля, направленное на проверку обоснованности действий и решений госорганов и представляющих их должностных лиц, а также на предмет их соответствия:

  • нормам, изданным вышестоящими органами власти;
  • подзаконным актам, законам и Конституции.

Существующие виды судебного контроля условно можно разделить на следующие категории:

Конституционный

Конституционный судебный контроль является высшей формой конституционного контроля. В России его осуществляет Конституционный Суд РФ (ст. 1 ФКЗ «О Конституционном…» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ). Целью такого контроля является:

  • разрешение конституционно-правовых споров;
  • установление обстоятельств, имеющих конституционное значение.

Контроль бывает:

  1. инициативным – осуществляется по инициативе госорганов, должностных лиц, организаций и граждан.
  2. обязательным – осуществляется по инициативе тех же органов, но в том случае, если необходимость обращения в Конституционный суд прямо предусмотрена законом (например, согласно ч. 1 ст. 23 ФКЗ «О референдуме…» от 28.06.2004 № 5-ФКЗ, перед проведением референдума РФ Президент должен инициировать проверку его конституционности).

Досудебный

Судебный контроль в досудебном производстве (предварительный контроль) направлен на защиту прав и интересов как потерпевшей, так и подозреваемой (обвиняемой) стороны.

Выделяют следующие виды предварительного контроля:

  1. Выполнение досудебных действий в отношении личности подозреваемого (обвиняемого):
  • избрание меры пресечения (в виде заключения под стражу, назначения домашнего ареста, оформления подписки о невыезде);
  • определение срока содержания подозреваемого под стражей;
  • помещение подозреваемого (обвиняемого) в стационар для проведения экспертизы (судебно-медицинской или судебно-психиатрической) и пр.
  1. Принятие судом досудебных решений о:
  • проведении обысков и осмотров;
  • выемке предметов и документов, содержащих информацию, необходимую  для проведения предварительного расследования;
  • наложении ареста на имущество и счета и пр.
  1. Установление особого порядка принятия решений о возбуждении уголовного дела в отношении (ст. 448 УПК РФ):
  • членов Совета Федерации и Госдумы РФ;
  • Генерального прокурора РФ;
  • Судьи Конституционного суда РФ и пр.
  1.  Рассмотрение судом жалоб и заявлений на действия прокуратуры и органов предварительного расследования (ст. 125 УПК РФ).

Судебный контроль в уголовном процессе

При дальнейшем рассмотрении уголовного дела суд может осуществлять следующие виды контроля:

  1. На стадии подготовки к судебному заседанию (ст. 228 УПК РФ) суд выясняет:
  • соблюдаются ли при рассмотрении дела правила подсудности;
  • представлены ли копии обвинительного акта или заключения;
  • может ли быть избрана, отменена или продлена мера пресечения;
  • могут ли быть удовлетворены жалобы, ходатайства и заявления, имеющиеся в деле и пр.
  1. На стадии предварительного слушания (ст. 229 УПК РФ) суд рассматривает ходатайства об исключении из материалов дела определенных доказательств, осуществляя тем самым оценку правильности проведения предварительного расследования.

Контроль судебных решений

Функция контроля судебных решений имеет разные формы:

  • Осуществление контроля над действиями судебных приставов. После рассмотрения дела суды принимают решение и оформляют его в виде судебного акта. В случае если заявленные требования были удовлетворены, помимо судебного акта судом выдается исполнительный лист, на основании которого с ответчика осуществляется взыскание. Однако реализовать право на взыскание у истца получается далеко не всегда – практика показывает, что исполнительное производство ведется недостаточно эффективно. Оспорить незаконные действия (бездействие) судебного пристава можно в судебном порядке (ст. 121 Федерального закона «Об исполнительном…» от 02.10.2007 № 229-ФЗ). Суд обязан принять заявление к рассмотрению и изучить действия (бездействие) пристава на предмет наличия в них нарушения законодательных требований.
  • Проверка законности вынесенных судебных актов. Любое решение суда может быть обжаловано в вышестоящей (апелляционной, кассационной или надзорной) инстанции. Суд может отменить принятое по делу решение или направить его на повторное рассмотрение. Этот механизм позволяет защитить интересы обеих сторон судебного разбирательства и обеспечить реализацию принципов законности и справедливости на практике.

Источник: https://law03.ru/society/article/sudebnyj-kontrol

Инстанции судов: виды инстанций, описание, понятие, особенности

Надзор за судьями осуществляет

Последнее обновление: 03.03.2020

При обращении в суд каждая из сторон надеется, что положительное решение их спора будет принято на первом же заседании. В реальности таких дел не так много, как хотелось бы всем участникам процесса. Значительная часть споров пересматривается сначала в апелляционном порядке, а иногда даже передается в суд кассационной инстанции.

Что такое судебная инстанция?

По своей сути судебная инстанция – это не орган или подразделение судебной системы РФ, а функция, которую они уполномочены исполнять. В России действует четыре инстанции, закон №1-ФКЗ от 1996 года:

  • первая;
  • апелляционная;
  • кассационная;
  • надзорная.

Исходя из правил судопроизводства в РФ, дела должны рассматриваться в строгой последовательности:

  1. В первой инстанции по существу (в обязательном порядке).
  2. В апелляционном, а затем кассационном порядке (если соблюдены сроки обращения с апелляцией). Если апелляцию не подавали, то остается возможность обращения с кассацией.
  3. В порядке надзора. Оценку законности проводит Президиум ВС РФ.

Функции и градация судебных инстанций

Виды и отличия судебных инстанций

Человеку, впервые обращающемуся в суд, нужно четко разделять понятия юрисдикции, подсудности и инстанции:

  • юрисдикция – полномочия отдельного суда рассматривать дела разной направленности (гражданские споры, уголовные деяния, разбор разногласий между субъектами хозяйствования);
  • подсудность – иск должен быть направлен по территориальности (в некоторых делах это только место нахождения ответчика, а в отдельных – допускается обращаться по адресу регистрации истца);
  • инстанция – иск, жалоба или представление могут быть направлены в суды разной юрисдикции, если они имеют право выполнять ту функцию, которая необходима заявителю (рассматривать апелляцию, кассационную или надзорную жалобу).

Один и тот же судебный орган может выполнять роль одновременно нескольких инстанций (к примеру, Верховный Суд России совмещает сразу четыре функции). Для того чтобы разобраться в полномочиях разных ступеней в инстанционной судебной иерархии, нужно понимать общую суть каждой и различия между ними.

В зависимости от вида рассматриваемого дела, один и тот же орган может выступать как судом первой инстанции, так и апелляционной или кассационной инстанцией

Первая инстанция

Первая инстанция – начало любого судебного разбирательства. Заявление о предъявлении иска или о вынесении судебного приказа рассматривается судьей на предмет:

  • обстоятельств дела;
  • наличия либо отсутствия признаков преступления или правонарушения;
  • установления виновности конкретного ответчика.

Судьи рассматривают и изучают доказательства, оценивают возможность их процессуального применения, вызывают свидетелей, экспертов, прочих участников дела.

Важно! В различных случаях судом первой инстанции может выступать даже Верховный Суд России, ст. 2 закона №3-ФКЗ.

Вторая инстанция

Вторым этапом рассмотрения спора является апелляция – повторное разбирательство по делу, по которому уже вынесено решение. Начать апелляционное обжалование необходимо до момента вступления в силу постановления суда первой инстанции (обычно это происходит в течение месяца).

При апелляционном обжаловании суд второй инстанции заново рассматривает все детали и доказательства

Порядок подачи апелляционного представления определяется в соответствии с процессуальными нормативами РФ:

В 2019 году судебные органы общей юрисдикции были реформированы в части порядка рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб. В частности, законом №1-ФКЗ от 2011 (глава 2.2) года введены в действие Апелляционные суды общей юрисдикции. В их компетенцию входят представления и жалобы по спорам, проигранным в верховных судах субъектов федерации.

Как и прежде, в полномочии суда апелляционной инстанции в уголовном, гражданском и уголовном процессах осталось право:

  • отменить первое решение;
  • оставить его без изменений;
  • отменить постановление или приговор частично;
  • оставить обращение без рассмотрения (к примеру, если срок для подачи жалобы уже пропущен, и решение вступило в законную силу).

Важно! В процессе апелляционного обжалования происходит повторное рассмотрение дела, с изучением вещественных доказательств и подробностей дела. С октября 2019 года вновь образованные Апелляционные суды могут рассматривать также дела по вновь открывшимся свидетельствам и обстоятельствам.

Третья инстанция

В отношении постановлений и приговоров, вступивших в законную силу, может быть инициировано кассационное разбирательство. Податель жалобы может пропустить процесс апелляционного разбирательства.

Кассация затрагивает исключительно вопросы законности и справедливости решения, вынесенного в судах первой и второй инстанций. Изучение доказательств по делу и опрос участников процесса не производится. Изучаются только выводы суда и правильность применения правовых норм.

В кассационной жалобе можно указать:

  • на ошибку в применении норма права, которая имела существенное влияние на исход дела (с приведением убедительных доводов);
  • на нарушение прав третьих лиц, не участвовавших ранее в процессе.

Кассационный суд не может оценивать или основываться на обстоятельствах и доказательствах, которые не были представлены судье первой инстанции (или во время апелляции).

С 2019 года в России действует 9 Кассационных судебных подразделений, глава 2.1 закона №1-ФКЗ от 2011 года.

Их обязанность – рассматривать жалобы по делам общей юрисдикции в порядке кассации, а также по вновь представленным или раскрывшимся обстоятельствам.

Данная реформа позволила избежать ситуаций, когда апелляционную и кассационную жалобы по одному делу рассматривает один и тот же судебный орган.

Четвёртая инстанция

Верховный суд является наивысшей инстанцией

Наивысшей и исключительной ступенью судебного производства принято считать надзорную инстанцию. В порядке надзора решения и приговоры, вступившие в силу, рассматриваются Президиумом Верховного Суда РФ. Надзорная функция может распространяться на дела практически любой юрисдикции:

  • на уголовные – в порядке, предусмотренном главой 48.1 УПК (по приговорам, вынесенным Апелляционной коллегией ВС, кассационным решениям Судебных коллегий по уголовным делам и делам военнослужащих, постановления Президиума ВС);
  • на гражданские – согласно главе 41.1 ГПК (надзору подлежат определения ВС РФ, если дело рассматривалось в нем изначально, определения Судебных коллегий ВС по гражданским спорам и делам военных, Апелляционной коллегии ВС);
  • на арбитражные – в порядке, описанном в главе 36.1 АПК (Президиум ВС рассматривает решения Судебных коллегий, принятые в порядке первого рассмотрения, апелляционного или кассационного обжалования);
  • на административные – в соответствии с главой 36 КАС (по определениям Судебной коллегии по административным правонарушениям, принятые в первичном рассмотрении, в порядке апелляции или кассации).

Порядок рассмотрения дел судами разных инстанций

Особенности функционирования каждой инстанции

В схеме судов общей юрисдикции одно и то же структурное подразделение может выступать в роли разных инстанций.

Подразделение судебной системыРассматривают споры в качестве и порядке
первой инстанцииапелляционного обжалованиякассационного рассмотрения
Мировой судьяО разводе (без детей), имущественные споры (цена иска менее 50 000 руб.), выдача приказов до 500 000 руб, об административных нарушениях и уголовных проступках (если максимальное наказание не более 3 лет заключения)Нет полномочий
Районный судГражданские неимущественные и имущественные споры, уголовные дела, вопросы наследства и разводы (если есть дети), административные и трудовые спорыПересматривают решения мировых судейНет полномочий
Суды областные, субъектов федерации, краев, автономных округов и областейВсе гражданские споры, дела о сохранности гостайны, часть вопросов об админнарушенияхВ отношении решений районных судов по территориальностиПолномочия переданы в Кассационные суды, ст. 23.2 закона №1-ФКЗ
Верховный судЭкономические споры между федеральными властями и органами субъектов России, а также высшими органами госуправления РФВ Апелляционной палате рассматриваются решения, принятые ВС РФ, если дела изначально рассматривались в одной из Судебных коллегий ВСВ отношении решений, принятых высшими судебными органами субъектов РФ, а также решений других судов, если другие способы обжалования уже исчерпаны

Решения арбитражных судов первой инстанции проходят свой путь обжалования. По данной категории дел работают свои Арбтражные апелляционные суды (ст. 33.1 закона №1-ФКЗ от 1995 года), а кассации рассматриваются в Арбитражных судах округов (всего их 10 по всей России, ст. 24 закона №1-ФКЗ от 1995 года).

Для обжалования решений арбитражных судов предусмотрен отдельный порядок

Заказать бесплатную консультацию юриста

Источник: https://urist-bogatyr.ru/article-item/sudebnaya-instanciya/

Надзор за судами

Надзор за судьями осуществляет

Судя по тексту — соответствующая надзорная инстанция.

УПК РФ.

«Статья 402. Право обжалования вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда

1.

Подозреваемый, обвиняемый, осужденный, оправданный, лицо, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, их защитники или законные представители, потерпевший, его представитель, а также прокурор вправе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда в порядке, установленном настоящей главой. Гражданский истец, гражданский ответчик или их представители вправе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда в части, касающейся гражданского иска.

2. Ходатайство прокурора именуется надзорным представлением. Ходатайства остальных участников именуются надзорными жалобами.

Статья 403. Суды, рассматривающие надзорные жалобу или представление

В порядке надзора могут быть обжалованы:

1) приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, кассационное определение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа — в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа;

2) судебные решения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, если они обжаловались в порядке надзора в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа; приговор, определение и постановление верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации в кассационном порядке; постановление президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа — в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;

3) приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, кассационное определение окружного (флотского) военного суда — в президиум окружного (флотского) военного суда;

4) судебные решения, указанные в пункте 3 настоящей статьи, если они обжаловались в порядке надзора в президиум окружного (флотского) военного суда; приговор, определение и постановление окружного (флотского) военного суда, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации в кассационном порядке; постановление президиума окружного (флотского) военного суда — в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации;

5) определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, приговор и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, постановление судьи Верховного Суда Российской Федерации о назначении судебного заседания — в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 404. Порядок принесения надзорных жалобы или представления

1.

Надзорные жалоба или представление, составленные в соответствии с требованиями статей 375 и 405 настоящего Кодекса, направляются непосредственно в суд надзорной инстанции, правомочный в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса пересматривать обжалуемое судебное решение.

2. К надзорным жалобе или представлению прилагаются:

1) копия приговора или иного судебного решения, которые обжалуются;

2) копии приговора или определения суда апелляционной инстанции, определения суда кассационной инстанции, постановления суда надзорной инстанции, если они выносились по данному уголовному делу;

3) в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в надзорных жалобе или представлении».

18. Судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции

Верховный Суд РФ (ВС РФ) – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральными законами процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Принципиальное значение конституционной нормы заключается в том, что ВС РФ как высшее звено системы судов общей юрисдикции осуществляет судебную власть на всей территории страны, вправе осуществлять правосудие и судебный надзор по всем делам, подсудным районным судам, судам областного звена, военным судам и мировым судьям. Решения, принимаемые ВС РФ по делам его компетенции, являются окончательными.

Упразднение ВС РФ возможно только путем внесения поправок в Основной Закон страны.

Особое положение ВС РФ подчеркивается и порядком формирования его состава. Согласно ст. 128 Конституции РФ и ст.

13 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» Председатель ВС РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей ВС РФ.

Заместители Председателя, члены Президиума, председатели коллегий и другие судьи ВС РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя ВС РФ и положительном заключении квалификационной коллегии судей этого суда.

Судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды. Реализация этой функции является важным средством обеспечения независимости судов общей юрисдикции, законности и обоснованности принимаемых ими решений.

19. Система арбитражных судов, их задачи и подведомственность

Высший арбитражный Суд Российской Федерации (ВАС РФ) — высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами России, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд находится на вершине системы арбитражных судов:

  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
  • федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
  • арбитражные апелляционные суды;
  • арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах.

Основные задачи:

  • защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее — организации) и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.

Председатели, заместители председателей, судьи федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г.

N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Председатели, заместители председателей и судьи арбитражных апелляционных судов назначаются на должность при соблюдении требований и в порядке, которые установлены Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г.

N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г.

N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» для председателей, заместителей председателей и судей федеральных арбитражных судов округов.

Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Прекращение полномочий судьи допускается только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей.

  • Рекомендательный характерАпелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:председательствующего Манохиной Г.В.,членов коллегии Зайцева В.Ю., Попова В.В.при…
  • Контроль за деятельностью полицииСтатья 49. Государственный контроль за деятельностью полиции1. Государственный контроль за деятельностью полиции осуществляют Президент Российской…
  • Постановление пленума 7Проблемы применения на практике п. 66 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 г. №…

Источник: https://zullus.ru/nadzor-za-sudami/

Кто осуществляет надзор за мировыми судьями

Надзор за судьями осуществляет

Основания для жалобы могут быть разными

Вмешаться в ход судебного заседания посторонние частные лица или государственные учреждения не вправе. Контроль за их деятельностью и привлечение к дисциплинарной ответственности в некоторых случаях может осуществлять:

  1. Квалификационная Коллегия Судей (ВККС);
  2. Совет судей;
  3. Председатель судебной инстанции, где работает должностное лицо.

Прием заявлений ведется только в ограниченном ряде случаев:

  • при затягивании процесса на срок более 2 месяцев;
  • при неисполнении должностных судейских обязанностей;
  • при искажении данных, заносимых в протокол секретарем судьи;
  • при постоянных отказах в заслушивании доводов и ходатайств представителя одной из сторон; при установлении фактов неэтичного поведения должностного лица (грубость, употребление нецензурных выражений);
  • при пропаже или вынесении решения о недопустимости приобщения к материалам дела существенных доказательств.

Обращаться с жалобой вправе следующие субъекты:

  1. россияне;
  2. граждане иностранных государств;
  3. лица без принадлежности к другим странам;
  4. организации всех форм собственности.

Заявление может подаваться в индивидуальном порядке или в форме коллективной жалобы.

Обратите внимание, что отправлять жалобы в СМИ, прокуратуру, Страсбургский суд и другие государственные и международные инстанции не имеет смысла, поскольку судебная власть является независимой и осуществляет функции самостоятельно. Кроме того, разрешение подобных вопросов не входит в их компетенцию.

Дисциплинарная ответственность судей — тема видеосюжета:

Отвод судьи и отличие от жалобы

Жалоба на мирового судью — законное право

В рамках процессуального законодательства предусмотрена возможность заявления отвода судьи при наличии следующих оснований:

  • родственная связь между участниками процесса;
  • личная заинтересованность в исходе дела;
  • занятость в качестве представителя одной из сторон дела ранее, а также секретаря заседания, эксперта, прокурора или переводчика;
  • решение дела в порядке первой или второй инстанций
  • есть другие причины, дающие основание полагать, что вопрос не будет решен объективно и справедливо.

Заявление об отводе подается по правилам гражданского производства в соответствии со ст. 16 ГПК РФ и уголовного – ст.64 УПК РФ. Отвод судьи производится:

  • при единоличном рассмотрении дела – им единолично;
  • при коллегиальном – должностными лицами судейского состава без лица, в отношении которого ведется процессуальное действие;
  • при отзыве всей коллегии – большинством .

Отвод может содержаться в апелляционной жалобе, подача частной жалобы не допускается в таких случаях.

Результатом рассмотрения такого заявления является определение о передаче дела другой инстанции по подсудности. Дается время на изучение материалов дела новым составом.

Если сформировать коллегию невозможно, дело переходит в компетенцию вышестоящего суда до момента определения компетентного органа.

Порядок подачи жалобы на судью

Жлоба должна четко аргументироваться

Заявление составляется согласно требований, предусмотренных п.2.2 Положения, утвержденного Постановлением Президиума Совета судей РФ №354 от 30.06.2013. В нем указываются сведения:

  1. наименование органа, которому подведомственно рассмотрение спора;
  2. полное ФИО, серия и номер паспорта, почтовый индекс и адрес регистрации по месту жительства, телефон;
  3. описание ситуации с приведением доказательственной базы, ссылками на закон, регламентирующий
  4. обязанности судьи, его фамилия, имя и отчество, номер дела, находящийся в его ведении;
  5. дата и подпись подачи жалобы.

Незаконные действия должностного лица необходимо обосновать. С этой целью производятся следующие действия:

  • регулярно снимаются копии или производится ознакомление с материалами дела;
  • ведется аудиозапись заседаний;
  • подаются заявления и ходатайства через канцелярию суда с входящим номером;
  • проверяется содержание протоколов заседаний, своевременность их составления контролируется на основании ст.231 ГПК РФ.
  1. организация работы суда;
  2. распределение обязанностей между должностными лицами и их заместителями;
  3. руководство аппаратом государственного органа;
  4. привлечение к дисциплинарной ответственности и поощрение;
  5. контроль за повышением квалификации работников;
  6. информирование об изменении полномочий и судейском составе.

При осуществлении деятельности должностные лица обязаны придерживаться положений Кодекса судейской этики. В настоящее время действует редакция от 19.12.2012. В ней прописано, что в приоритет деятельности судебной власти ставится защита основных прав и свобод человека, соблюдение принципов равенства и беспристрастности.

Результаты рассмотрения жалобы

Увольняют судей очень редко

Случаи увольнения судей после подачи заявления о его некомпетентности фиксируются достаточно редко. Обычно дело ограничивается наложением дисциплинарной ответственности – предупреждением или выговором, после этого должностное лицо начинает тщательно следить за соблюдением требований законодательства участниками процесса, ошибки при осуществлении производства сводятся к минимуму.

https://www.youtube.com/watch?v=gbp99zblVtg

Суть принимаемого решения сводится к следующим моментам:

  1. проводится проверка изожженных в жалобе фактов коллегией, осуществляющей квалификацию судей;
  2. направление материалов дела на рассмотрение в вышестоящий или соответствующей категории дела инстанции.

Источник: https://prokuror-sledovatel.ru/nadzor/kto-osushhestvlyaet-nadzor-za-mirovymi-sudyami

Кому подчиняются судьи: требования к судьям, назначение

Надзор за судьями осуществляет

Учитывая, что в России судебная власть стоит отдельно и считается независимой, вопрос о том, кому подчиняются судьи, достаточно актуальный. Не все знают вертикаль власти внутри судебной системы, однако многие желают работать в ней. Стоит разобраться в особенностях иерархии и в том, кто может назначить судей, как происходить сложение их полномочий и на каких основаниях.

О кодексе этики судьи можете прочитать в нашей статье — здесь.

Согласно действующему законодательству, судьи подчиняются только Конституции РФ и смежным нормативно-правовым актам.

Это значит, что судебная система в России считается независимой: законодательная и исполнительная ветви власти не могут оказывать на нее влияние.

Однако сама Конституция не может карать за ошибки при выполнении профессиональных обязанностей, поэтому внутри судебной системы предусмотрены возможности для снятия с должности и привлечения к ответственности.

Стоит отметить, что процесс назначения судей отличается, исходя из их должности. Закон позволяет мировых судей назначать представителям законодательной ветви власти в регионах или избирать их общим анием. Так как проводить выборы накладно, депутаты на местах самостоятельно назначают судей по рекомендации судейской коллегии.

Федеральных судей назначает президент. При этом срок полномочий зависит от того, куда именно назначается гражданин. Получив назначение один раз, сложно лишиться должности, если выполнять свои обязанности честно и согласно требованиям закона. Однако первоначально получить должность судьи достаточно сложно.

Вот какие обязанности сегодня есть у судей:

  • быть независимым и руководствоваться действующими законами во время принятия решения;
  • избегать того, что может навредить авторитету судебной власти;
  • быть беспристрастным, принимая решения (если есть личная заинтересованность, то требуется написать самоотвод, чтобы дело передали другому);
  • постоянно повышать свои профессиональные знания.

Выписка из Конститутции РФ

При этом налагается несколько ограничений на представителей этой профессии:

  • нельзя занимать должности в законодательной ветви власти, а также заниматься предпринимательством;
  • невозможно принадлежать к политическим партиям;
  • запрещено обладать гражданством другого государства.

Таким образом, судьи должны быть полностью независимы и беспристрастны. Если во время работы появляется причина, по которой гражданин больше не может выполнять свои обязанности, он обязан написать прошение об отставке с указанием причины.

Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации»

Иерархия судов в России

Сведения об иерархии находятся в 118 статьей Конституции РФ. Обеспечивается единство судебной системы, так как каждый отвечает перед следующей инстанцией. Высшим органом судебной власти считается Конституционный суд РФ. Стоит рассмотреть подробнее, как устроена эта ветвь власти сегодня.

Таблица 1. Общая схема судебной системы в стране

Наименование судаДополнительная информация
КонституционныйРассматривает вопросы о соответствии законов и законопроектов существующим нормам права, чтобы не возникало коллизий.
Общей юрисдикцииРассматривают уголовные, гражданские, административные и некоторые военные дела.
АрбитражныеЗанимаются делами в предпринимательской или экономической сфере.
ДисциплинарныеРассмотрение апелляции по решению Высшей квалификационной коллегии судей.

Это основные органы судебной власти, однако существует иерархия внутри каждой системы. Также существуют федеральные и региональные судьи. К региональным относятся мировые. У них нет возможности карьерного роста.

Заняв эту должность, они работают до 70 лет, после чего уходят в отставку (если не решат подать прошение об отставке раньше). Однако существует возможность перевестись на должность федерального судьи.

На федеральном уровне иерархия происходит следующим образом:

  1. Первая инстанция. Сюда обращаются, если граждане не согласны с решениями мировых судей. Также граждане могут подать иск в представительство первой инстанции напрямую, если дело не относится к мировым судам. Например, стоимость иска более 100 000 рублей или предусмотренный срок наказания более 3 лет тюремного заключения.
  2. Вторая инстанция. Обычно они занимаются рассмотрением апелляционных решений. Рассматривают гражданские, уголовные и административные дела.
  3. Третья инстанция или первая кассация. Сюда обращаются при нарушении прав интеллектуальной собственности, а также при рассмотрении апелляций по делам судов второй инстанции.
  4. Четвертая инстанция или вторая кассация занимается уголовными, гражданскими, административными и военными преступлениями ВС РФ.
  5. Высшая инстанция, которая считается последней.

Представители Конституционного суда

Если граждан или юридических лиц не устраивает решение высших судебных органов в пределах России, то необходимо обращаться в международные инстанции, например, в Гааге при нарушении прав человека. Однако их решения не считаются обязательными для исполнения на территории России. Это нормальная практика, когда вынесенное решение не имеет юридической силы за пределами России.

Высший Арбитражный и Верховный Суд отвечают за рассмотрение экономических дел и гражданских, уголовных и административных соответственно. Военный трибунал существует отдельно, однако ряд военных преступлений также могут рассматривать представители Верховного суда и подшефных ему инстанций.

Еще существуют отделения Конституционных судов в субъектах РФ. Они необходимы для оперативной проверки региональных правовых актов на соответствие КРФ, другим региональным и федеральным правовым нормам.

Требования к судьям

Предъявляются специальные требования для судейства, чтобы выполнять функции согласно правовым нормам.

Таблица 2. Требования к судьям

ТребованиеКраткое описание
Гражданство РФНаличие гражданства РФ, отсутствие второго гражданства.
Высшее юридическое образованиеНе важно, получено оно очно или заочно, однако знания необходимо подтвердить.
Отсутствие судимости у кандидата и у его близких родственниковДля подтверждения нужно предъявить справку об отсутствии судимости.
Отсутствие принадлежности к политическим партиямДоказательств не требуется, однако нужно подтвердить в анкете, что предоставленные сведения являются достоверными.
Отсутствие должности депутата и предприятия в собственностиПодтверждается выпиской из трудовой книжки.

Также предъявляется возрастной ценз. Так, мировые судьи должны быть старше 25 лет, представители судов среднего звена обязаны быть старше 30 лет, ВС – 35 лет, а КС 40 лет. При этом предельный возраст работы составляет 70 лет.

Сдача экзамена на судей

Еще нужно обладать определенным стажем в юридической сфере:

  • мировые– 5 лет;
  • среднего звена – 7 лет;
  • ВС РФ, ВАС РФ – 10 лет;
  • КС РФ – 15 лет.

Важно! Требуется быть дееспособным, обладать безупречной биографией и не состоять на учете в наркологическом или психиатрическом диспансере. Стать членом ВС РФ, ВАС РФ или КС РФ можно только путем повышения по службе. То есть, нельзя подать заявление на назначение в высшие судебные инстанции, такое допускается только по отношению низшему и среднему звену.

Назначение судей

Стоит понимать, как происходит сегодня назначение судей. Все зависит от того, куда именно они назначаются. Но в любом случае решение принимают представители законодательной ветви власти.

При этом назначение происходит по рекомендации коллегии судей, так как представители структуры, которые отвечают за распределение должностей, не может знать всех кандидатов лично.

Таким образом, члены коллегии между сбой решают, кто достоин находится в конкретно взятом судебном органе.

Мировые судьи назначаются городским или региональным советом депутатов. При этом наименование законодательного органа в субъекте РФ может отличаться, исходя из особенностей его исторического развития. Срок назначения 5 лет, но при первом получении должности длительность полномочий всего 3 года. Если речь идет о федеральных судьях, то они назначаются на основании указа президента.

Независимо от ранга сотрудника, он обязан соответствовать определенным требованиям, которые указаны в законе. Также требуется, чтобы граждане в своей работе руководствовались установленными нормами права во время принятия решения.

Если нет никаких нареканий в работе специалиста в течение одного срока его полномочий, то их автоматически продляют еще на 5 лет.

Если есть желание идти на повышение, то требуется снова сдавать экзамен на знание законов с учетом особенностей работы конкретно взятой судебной инстанции.

Депутаты обсуждают вопрос о назначении судьи на должность

Основной причиной для повышения считается увеличение зарплаты. А при выходе в отставку по выслуге лет пенсия будет значительно выше. Сегодня пенсия судей составляет 80% от их среднемесячной зарплаты. Таким образом ежемесячный доход бывшего судьи достаточно высокий.

Как снять судью с должности – пошаговая инструкция

Если судья больше не соответствует требованиям закона, то необходимо его снять с должности. Это происходит согласно установленному порядку.

При этом важно соблюсти процессуальные нормы, если гражданин сам не подает заявление об отставке. Когда есть собственное прошение, то его требуется принять вышестоящей структурой.

Однако есть процедура отстранения от должности, когда гражданин нарушил закон, получил второе гражданство или не соответствует другому обязательному пункту.

Шаг 1

Получение сведений о том, что один из судей больше не может выполнять свои профессиональные обязанности из-за несоответствия стандартным требованиям.

Получение сведений о том, что один из судей больше не может выполнять свои профессиональные обязанности

Шаг 2

Рассмотрение дела Высшей квалификационной коллегией судей.

Рассмотрение дела Высшей квалификационной коллегией судей

Шаг 3

Вынесение решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи.

Вынесение решения

Вот основные причины, чтобы прекратить работу в судебной системе:

  • личное заявление;
  • состояние здоровья (появление хронических заболеваний, которые не позволяют выполнять профессиональные обязанности);
  • переход на другую работу;
  • достижение 70 лет;
  • получение второго гражданства или потеря российского;
  • смерть;
  • вступление в силу решение об уголовном наказании;
  • избрание на выборные должности или начало собственного бизнеса;
  • отказ от перевода на другой судебный участок из-за реорганизации структурного подразделения или его устранения;
  • дисквалификация на основании решения высшей коллегии судей.

Таким образом, должность судьи не вечная. При наличии факторов, которые не позволяют продолжать профессиональную деятельность, его достаточно быстро снимают с должности. Поэтому важно внимательно следить за своей репутацией и репутацией своих родственников, чтобы сохранить свою должность.

Преференции и льготы для судейского корпуса в России

Существуют различные преференции и льготы для судей в России, часть из которых сохраняется и после отставки. Однако это актуально, если уход с работы произошел при достижении 70 лет.

  1. Неприкосновенность судей представляет собой невозможность возбудить против них головные дела. Сначала требуется приостановить их полномочия. Также запрещено досматривать их жилище, накладывать на них административные штрафы и так далее. У судей есть соответствующее удостоверение, которое необходимо предоставить, если возникает проблема с законом (например, при попадании в ДТП). Тогда существует особый порядок наложения наказания. Однако в большинстве случаев ответственные сотрудники решают оставить гражданина без наказания на основании неприкосновенности.
  2. Получение ряда материальных преференций. Речь идет о квартальных и ежегодных премиях, размер которых зависит от ранга в судебной системе. Минимальная надбавка составляет 30% от оклада, максимальная 200% от оклада. Также у судей есть полис ДМС, страховка имущества и жизни. Есть возможность проходить санаторно-курортное лечение в ведомственных санаториях.
  3. Возможность работать до 70 лет при отсутствии правонарушений. То есть, судьи несменяемы. Получив должность, их будут автоматически назначать снова и снова после истечения срока их полномочий.
  4. Предоставление пожизненной пенсии в размере 80% от среднемесячного дохода, если выслуга лет составляет более 20 лет. Также могут оформить пенсионные выплаты члены семьи после смерти судьи. Тогда надо обращаться к сотрудникам ПФР для получений выплат по потере кормильца.

Это основные льготы и преференции, которые действуют по отношению к российским судьям. Размер оклада зависит от выслуги лет и того, в какой инстанции работает гражданин.

Судья вышел в отставку при достижении максимального возраста

Таким образом, судьи подчиняются только Конституции и другим правовым актам. Их назначают представители законодательной власти. Они же продлевают полномочия судей по представлению членов коллегии. Таким образом, получив желаемую должность один раз, практически невозможно потерять ее, если соответствовать установленным требованиям.

Легче получить должность во время работы в суде. Но из-за несменяемости специалистов вакансии появляются достаточно редко. Как результат, нужно отработать сотрудником суда более 10 лет (а зарплаты около 20 000 рублей).

Тогда будут известны личностные и профессиональные качества специалиста, благодаря чему будет проще получить желаемую работу.

Источник: https://yr-expert.com/komu-podchinyayutsya-sudi/

Права и юриспруденция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: